Чем раньше, тем лучше?
Просмотров: 1239Каким должно быть дошкольное образование? Должны ли дети получать академические знания в детском возрасте, потому что чем раньше, тем лучше?
Споры о целесообразности учебных программах для детей младшего возраста, как правило, останавливаются на двух вариантах: свободная игра или академические учебные программы. В докладе «Живое мышление: различия между академическими и интеллектуальными способностями детей младшего возраста» Лилиан Кац, эксперт по проблемам дошкольного образования и воспитания, предлагает новый взгляд на дошкольное образование.
По мнению Лилиан Кац, помимо игры и учебных программ важным компонентом образования всех возрастных групп является предоставление широких возможностей, средств, ресурсов для познания, которые будут побуждать, стимулировать и поддерживать детские врождённые интеллектуальные способности. Кац проводит различие между академическими и интеллектуальными способностями дошкольников. В чём разница? Лилиан Кац разъясняет в докладе.
Академические способности
Академические способности, как правило, связаны с навыками грамотности, счёта. Дети учатся давать правильные ответы, которые ожидает от них педагог, что сильно зависит от запоминания, тренируются в упражнениях, получают знания, чтобы перейти на следующий уровень грамотности и т.д. Хотя эти компетенции тоже важны для дальнейшего обучения в школе. Лилиан Кац считает, что проблема не в академических навыках. Речь идет о том, какова должна быть доля учебной программы, особенно в первые годы.
Интеллектуальные способности
Интеллектуальные способности направлены на развитие ума в полном смысле этого слова. Например, рассуждение, предположение, анализ, и др., в том числе эстетические и нравственные чувства.
Учебный план должен включать в себя направления работы, связанные с поддержкой врождённых интеллектуальных способностей детей, природных задатков. В учебный план первых лет необходимо включать поддержку и мотивацию детей, помощь в овладении базовыми научными навыками. Также целесообразно привлекать детей дошкольного возраста к исследованиям и проектной деятельности, чтобы дети осознали необходимость основных академических навыков, связанных с грамотностью, в том числе и математической. Все основные интеллектуальные навыки и способности являются врождёнными у всех детей, хотя, правда, у некоторых сильнее, чем у других.
Лилиан Кац пишет, что исследования различных видов дошкольных учебных планов, моделей развенчали понятие «чем раньше, тем лучше» в плане академического обучения. Конечно, формальное обучение не так впечатляет в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе показывает лучшие достижения.
Это утверждение находит поддержку в другом докладе: «Чтение в детском саду: мало приобрести и многое потерять», где говорится, что нет никаких доказательств в поддержку широко распространённого убеждения в Соединённых Штатах, что дети должны читать в детском саду, чтобы в дальнейшем добиться успехов в учёбе.
Кац также пишет, что выражение «чем раньше, тем лучше» не подтверждается и неврологическими исследованиями. В то же время формальное академическое обучение не является способом оптимизации раннего развития мозга. Исследования показывают, что дошкольные программы лучше всего, когда они сосредоточены на социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностях, а не узких академических способностях, когда учебные программы побуждают к инициативе, где ребёнок активно вовлечён в процесс, а не является пассивным получателем определённой порции информации.
Наталья Журавлева
Источник: «Washington Post»
Ссылка на оригинал статьи и Доклад «Живое мышление: различия между академическими и интеллектуальными способностями детей младшего возраста» http://www.washingtonpost.com/blogs/answer-sheet/wp/2015/04/12/report-debunks-earlier-is-better-academic-instruction-for-young-children/
Добавить комментарий