«Чужому» русскому языку обучают в начальной школе
Просмотров: 1001Профессиональные эксперты в области психологии, оценки качества образования, культуры обсудили основные принципы обучения русскому языку в начальной школе.
В минувший четверг в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, посвящённый преподаванию русского языка в начальной школе. Организатор – Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию науки и образования совместно с Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию при участии членов Совета при Президенте Российской Федерации. Открыли заседание Духанина Любовь Николаевна, председатель Комиссии ОПРФ по развитию науки и образованию, и Ковальчук Андрей Николаевич, председатель Комиссии ОПРФ по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию. «Все мы понимаем, насколько важен русский язык и насколько важен фундамент закладки русского языка, понимание литературы и русского языка, общение между людьми в самом раннем возрасте», — отметил Андрей Ковальчук.
Кузнецова Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник сектора начального образования ИСМО РАО, выделила три цели изучения русского языка в начальной школе в соответствии с ФГОС:
1) познавательная цель – знакомство с языком как системой, представление о научной картине мира;
2) социокультурная, которая включает развитие коммуникативной компетентности у учащихся, развитие устной речи, в том числе диалогической и монологической.
3) отношение учащихся к русскому языку, чувство сопричастности.
И если познавательная цель изучения языка, по мнению Марины Кузнецовой, вызывает у педагогического сообщества в большинстве своём единодушие, накоплен опыт работы, то вторая цель всё-таки в большей степени нова. Исходя из этих двух целей, Кузнецова Марина Ивановна сформулировала задачи, которые необходимо решать за четыре года обучения русскому языку в школе:
- развитие речи;
- мышления;
- воображения;
- освоение первоначальных знаний об основных разделах русского языка.
Данные исследований качества образования свидетельствуют о перестройке учебного процесса на развитие познавательной активности школьников, но, отмечает Ковалева Галина Сергеевна, сотрудник центра оценки качества образования РАО, учителя за эти годы всё-таки ещё не смогли переориентироваться на достижение, на работу, на конкретные результаты. «Поэтому одно из направлений серьезных – работа с учителями, с тем, чтобы они начали индивидуально работать со всеми детьми», — добавила Галина Ковалева.
Свою точку зрения на преподавание русского языка в начальной школе высказала Любовь Рябинина: «Ребёнок у нас в начальной школе, в основной школе изучает русский язык как предмет чужой, как не тот язык, на котором он говорит. Мы ничего не делаем, чтобы формировать письменную речь. Мы делаем предмет для ребёнком чужим, поэтому он и воспринимается ребенком как нечто трудное, интересное». Также Любовь Рябинина добавила: «Это не значит, что мы не должны учить орфографии, пунктуации. Нужно понимать акцент на чём. Мы работаем мало со смыслом на уроках русского языка».
А как нужно преподавать, эксперты так и не предложили. Как и не ответили, почему необходимо развивать только письменную речь. Хотя после выступлений, участники круглого стола задавали актуальные вопросы, связанные и с излишним теоретическим содержанием программного материала по русскому языку, и с дифференцированной оценкой учащихся, для которых русский язык является неродным, и с уровнем, качеством учебного материала учебников, которые не соответствуют стандартам, и с формальным подходом к преподаванию предмета в учебнике. В результате – низкое качество овладения языком среди школьников начальной школы.
Конечно, эксперты вспомнили и о педагогах, которые строго следуют учебнику, но при этом не видят ребёнка. «Поэтому необходимо готовить педагогов, которые видят ребенка и модифицируют свою методику, чтобы научить его», – заметила Любовь Рябинина.
В конце заседания Любовь Духанина согласилась, что проблема дифференцированного оценивания школьников существует, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Да, у нас появились с вами специальные стандарты для детей с ОВЗ, теперь нам нужно добиться дифференциации системы оценивания. Огромное количество жалоб поступило в прошлом году на горячую линию Палаты по этому вопросу: дети оказались в состоянии стресса, а учителя оценивают ситуацию как грубое нарушение прав», – сказала Духанина.
Добавить комментарий