Дифференциация успеха школьников
Просмотров: 1703Каждый учитель постоянно задаёт себе вопросы «Что я могу сделать для успеха своих учеников?». Наша работа заключается в создании условий, позволяющих ученикам раскрыть свой потенциал, видеть свои достижения, учить учиться. И чтобы процесс обучения был продуктивным, мы используем дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация успеха школьников.
Каждый учитель постоянно задаёт себе вопросы «Что я могу сделать для успеха своих учеников?», «Почему он невнимательный?» или «Почему нет мотивации к учёбе?», «Как помочь ученику обрести уверенность?» или «Как привить интерес ребёнка к чтению?» и др. Задаём, потому что все ученики разные, но могут учиться и быть, пусть и в разной степени, успешными. Наша работа заключается в создании условий, позволяющих ученикам раскрыть свой потенциал, видеть свои достижения, учить учиться. И чтобы процесс обучения был продуктивным, мы используем дифференцированный подход к учащимся.
Ниже предлагаю идеи дифференцированного подхода в обучении. Эти идеи не являются инструкцией. Это набор стратегий, которые определяют нашу работу с учениками.
Дифференциация успеха школьников
- Оценивание
В течение всего учебного процесса мы хотим знать достижения своих учеников, и для этого используем различные диагностики, позволяющие определить качество обученности ребёнка, какими навыками владеет и где есть пробелы. Результаты диагностик позволяют учителю совместно с учащимися вносить корректировки в преподавание, обучение, осмысление своих результатов.
- Интерес
При организации эффективного учебного процесса нужно ориентироваться на интерес учащихся. Сегодня мы учим школьников писать эссе, сочинение-рассуждение. И, как правило, темы рассчитаны на всех школьников, даже если предлагаем на выбор. Может, стоит формулировать темы дифференцированно исходя из интересов ребёнка? Например, кто-то в классе увлекается музыкой, спортом, языками или программированием. Почему бы не предположить написать о том, почему любит изучать языки или программирование?
- Мотивация
Мотивация – это приоритет в обучении. Необходимо развивать внутреннюю мотивацию школьников, постоянно подчёркивая маленькие победы. А мы зачастую говорим о поражении.
- Навыки и практика
Уроки нужно перезагрузить на формирование и развитие жизненных навыков и компетенций, на развитие умения формулировать цели и задачи как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочной. Например, при изучении фонетики школьники не просто должны услышать от учителя, что тот или иной звук мягкий-твёрдый или звонкий-глухой, но и на практике стать исследователем, увидеть и почувствовать, как образуется звук. Для таких уроков можно, например, использовать метод «перевернутых уроков».
- Задания
Каждый из нас, начиная выполнять какую-либо работу, как правило, стремится закончить её. Но интерес может быть потерян, если задача сложная для нашего уровня понимания. Поэтому учащимся необходимо предлагать различные способы выполнения задания. Например, меню из вопросов, где ребёнок может выбрать или ответить на самый простой вопрос, создать рисунок, схему, чертёж, словесное представление результатов работы или возможность выполнить задание с партнёром, другом и т.д.
- Назначение
Любое задание должно иметь своё назначение. Один ученик за определённое время может выполнить больше заданий, чем другой в силу своих возможностей. Скорость и осмысление прочитанного у всех разная. Поэтому можно использовать тексты одного назначения, но различного жанра, стиля, языка, то есть применять разнообразные стратегии чтения.
- Информационные технологии
Использование информационных технологий на уроках позволяет учащимся работать в своём собственном темпе и уровне способностей, не бояться сделать ошибку, которую заметят другие, сохраняет мотивацию в обучении. Следует помнить, что информационные технологии повышают качество образования, дополняют образовательные программы, но не служат заменой.
- «Мышление роста»
Стимулируйте своих учащихся принимать решения, даже если они рискованные, учите их не бояться отвечать, делать ошибки и не обращать внимание на смех со стороны одноклассников. Переверните ситуацию: над ошибками не смеются, а замечают, чтобы найти правильное решение.
- Гибкость
Как правило, используя групповую работу на уроках, мы группируем детей в зависимости от уровня их подготовки и предметных знаний. И хотя это необходимо, важно также не забывать и о гибкости при формировании групп. Предоставьте возможность учащимся работать в группах по интересам, по способностям, не только связанным с предметными знаниями, в смешанных группах и др. Ученики должны уметь работать в различных контекстах и видеть свои достижения.
Карманова Эльза Александровна, учитель русского языка и литературы
Понравилась статья?! Поделись с друзьями в
социальных сетях!
Эльза Александровна, здравствуйте. Однозначно, Вы учитель с большой буквы. На таких учителях, как Вы, держится наша школа. Вы понимаете, что учеба — это тяжелый труд для детей. Поэтому, Вы старательно описали всевозможные средства и приемы, которые в конечном счете облегчают этот труд.
Меня зовут Лидия. Мы, группа учителей и родителей, также, как и Вы, ищем пути гуманизации нашей школы. Мы приглашаем Вас присоединиться к нам. Прочитайте, пожалуйста, наши материалы, и если они Вам понравятся, найдите возможность донести их до других учителей и родителей.
Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. Так, на уровне Совета Европы было принято решение гуманизировать школьное образование, т. е., главным объектом системы обучения сделать ученика.
Рассмотрим, как это осуществили, например, в Финляндии.
Вот уже много лет в школах этой страны успешно применяются принципы сотрудничества и разноуровневого обучения. Оба эти принципа в педагогике известны давно, их удачно применяли в авторских школах, но широко применять их в общеобразовательных школах стали в последние десятилетия. Именно эти принципы позволяют финским детям учиться без стрессов, с радостью.
Их родителям незнакомо слово репетитор, потому что у них нет необходимости пользоваться их услугами: высокий уровень знаний дети получают только на уроках. Финские дети в начальных классах не получают никаких домашних заданий. В Финляндии нет рейтинга школ, потому что все школы дают примерно одинаково хорошие результаты. И есть еще много чего такого, что для нас удивительно и непривычно, но заставляет нас завидовать финским детям и учителям.
А ведь в не далекие советские времена уровень образования наших детей считался одним из самых высоких в мире, хотя система образования была такая же, как и сейчас. Объясняется это следующими факторами:
— объем изучаемого материала был значительно меньше, чем сейчас;
— уровень психологической нагрузки на ребенка в настоящее время неимоверно вырос с нововведениями типа ОГЭ и ЕГЭ, а также бесконечными тестированиями, контрольными, диагностическими, самостоятельными, проверочными, итоговыми… работами. Как показывает практика, многие работы составлены таким образом, что отнюдь не способствуют повышению уровня знаний, а лишь разрушают здоровье и психику ребенка. Наши дети, в отличие от финских, ходят в школу по принуждению. Страх от бесконечных проверочных работ порождает у детей агрессию. В такой атмосфере трудно требовать от детей добросовестного, старательного отношения к учебе.
Основная проблема нашей системы образования заключается в том, что она построена таким образом, словно объектами обучения являются не живые дети, а роботы. То есть, в процессе обучения совершенно не учитываются индивидуальные особенности детей. Великие педагоги и психологи утверждают, что разная степень усвоения учебного материала детьми объясняется не разными их умственными способностями, а тем, что у каждого ребенка свой темп усвоения учебного материала.
Именно принципы сотрудничества и разноуровневого обучения позволяют изучать программный материал каждому ребенку в соответствии с его психологическими особенностями. Эти принципы изучены не только зарубежными педагогами, но с успехом разработаны и нашими известными учеными. В частности, под редакцией Е. С. Полат выпущена книга «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В ней подробно описаны методы и приемы,
с помощью которых принципы сотрудничества и разноуровневого обучения нужно внедрять в школьное обучение. Эта книга применяется при обучении студентов в педвузах. Но внедрять ее в школу почему-то не спешат.
Почему же чиновники системы образования не торопятся вносить необходимые изменения в школьное образование? Неужели они считают нормальным низкий уровень знаний детей?
Почему вопросы гуманизации системы образования не обсуждаются ни на каком уровне? Министр образования Васильева Л. А. на заседании Госдумы 28 сентября отчитывалась за год своего руководства министерством. О том, что уровень образования наших детей низок и нужно предпринять меры для его повышения, не было сказано ничего. А ведь это – один из важнейших вопросов образования.
Уважаемые учителя. Считаете ли вы возможным и необходимым применение принципов сотрудничества и разноуровневого обучения в наших школах?
Уважаемые родители. Как вы думаете, если чиновники образования не спешат гуманизировать школьное обучение, вправе ли мы требовать этого от них?