как помочь ребенку научиться не бояться отвечать на урокахКаждый учитель постоянно задаёт себе вопросы «Что я могу сделать для успеха своих учеников?». Наша работа заключается в создании условий, позволяющих ученикам раскрыть свой потенциал, видеть свои достижения, учить учиться. И чтобы процесс обучения был продуктивным, мы используем дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация успеха школьников.

Каждый учитель постоянно задаёт себе вопросы «Что я могу сделать для успеха своих учеников?», «Почему он невнимательный?» или «Почему нет мотивации к учёбе?», «Как помочь ученику обрести уверенность?» или «Как привить интерес ребёнка к чтению?» и др. Задаём, потому что все ученики разные, но могут учиться и быть, пусть и в разной степени, успешными. Наша работа заключается в создании условий, позволяющих ученикам раскрыть свой потенциал, видеть свои достижения, учить учиться. И чтобы процесс обучения был продуктивным, мы используем дифференцированный подход к учащимся.
Ниже предлагаю идеи дифференцированного подхода в обучении. Эти идеи не являются инструкцией.  Это набор стратегий, которые определяют нашу работу с учениками.

Дифференциация успеха школьников

  1. Оценивание
    В течение всего учебного процесса мы хотим знать достижения своих учеников, и для этого используем различные диагностики, позволяющие определить качество обученности ребёнка, какими навыками владеет и где есть пробелы. Результаты диагностик позволяют учителю совместно с учащимися вносить корректировки в преподавание, обучение, осмысление своих результатов.
  1. Интерес
    При организации эффективного учебного процесса нужно ориентироваться на интерес учащихся. Сегодня мы учим школьников писать эссе, сочинение-рассуждение. И, как правило, темы рассчитаны на всех школьников, даже если предлагаем на выбор. Может, стоит формулировать темы дифференцированно исходя из интересов ребёнка? Например, кто-то в классе увлекается музыкой, спортом, языками или программированием. Почему бы не предположить написать о том, почему любит изучать языки или программирование?
  1. Мотивация
    Мотивация – это приоритет в обучении. Необходимо развивать внутреннюю мотивацию школьников, постоянно подчёркивая маленькие победы. А мы зачастую говорим о поражении.
  1. Навыки и практика
    Уроки нужно перезагрузить на формирование и развитие жизненных навыков и компетенций, на развитие умения формулировать цели и задачи как в краткосрочной перспективе, так  и долгосрочной. Например, при изучении фонетики школьники не просто должны услышать от учителя, что тот или иной звук мягкий-твёрдый или звонкий-глухой, но и на практике стать исследователем, увидеть и почувствовать, как образуется звук. Для таких уроков можно, например,  использовать метод «перевернутых уроков».
  1. Задания
    Каждый из нас, начиная выполнять какую-либо работу, как правило, стремится закончить её. Но интерес может быть потерян, если задача сложная для нашего уровня понимания. Поэтому учащимся необходимо предлагать различные способы выполнения задания. Например, меню из вопросов, где ребёнок может выбрать или ответить на самый простой вопрос,  создать рисунок, схему, чертёж, словесное представление результатов работы или возможность выполнить задание с партнёром, другом и т.д.
  1. Назначение
    Любое задание должно иметь своё назначение. Один ученик за определённое время может выполнить больше заданий, чем другой в силу своих возможностей. Скорость и осмысление прочитанного у всех разная. Поэтому можно использовать тексты одного назначения, но различного жанра, стиля, языка, то есть применять разнообразные стратегии чтения.
  1. Информационные технологии
    Использование информационных технологий на уроках позволяет учащимся работать  в своём собственном темпе и уровне способностей, не бояться сделать ошибку, которую заметят другие, сохраняет мотивацию в обучении. Следует помнить, что информационные технологии повышают качество образования, дополняют образовательные программы, но не служат заменой.
  1. «Мышление роста»
    Стимулируйте своих учащихся принимать решения, даже если они рискованные, учите их не бояться отвечать, делать ошибки и не обращать внимание на смех со стороны одноклассников. Переверните ситуацию: над ошибками не смеются, а замечают, чтобы найти правильное решение.
  1. Гибкость
    Как правило, используя групповую работу на уроках, мы группируем детей в зависимости от уровня их подготовки и предметных знаний. И хотя  это необходимо, важно также не забывать и о гибкости при формировании групп. Предоставьте возможность учащимся работать в группах по интересам, по способностям, не только связанным с предметными знаниями,  в смешанных группах и др. Ученики должны уметь работать в различных контекстах и видеть свои достижения.

Карманова Эльза Александровна, учитель русского языка и литературы

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по

почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в

социальных сетях!

Дифференциация успеха школьниковhttps://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?fit=594%2C453https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номердеятельность учителя и учащихся на уроке,дифференциация успеха школьников,дифференцированный подход в обучении
Каждый учитель постоянно задаёт себе вопросы «Что я могу сделать для успеха своих учеников?». Наша работа заключается в создании условий, позволяющих ученикам раскрыть свой потенциал, видеть свои достижения, учить учиться. И чтобы процесс обучения был продуктивным, мы используем дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация успеха школьников. Каждый учитель постоянно задаёт себе...