персонализированное обучениеНужно ли дифференцировать школьников? То есть учитель должен организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных или общих когнитивных способностей учащихся.

Когнитивные, или психические, возможности – это высшие функции мозга. Мышление, способность ориентироваться и рассуждать, понимание, вычисление, обучение, речь и др. Без этих функций невозможно успешное обучение ни в школе, ни в жизни.

Бесспорно, мы обладаем разными когнитивными (познавательными) способностями. Как вы думаете, учитель должен организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных или общих когнитивных способностей учащихся?

Сразу возникает ряд вопросов. Дифференцировать всё и всех возможно или нет? Возможно ли эффективно дифференцировать школьников по способностям? Кто и как будет дифференцировать способности? Или обучение  должно опираться на общие когнитивные способности учащихся, и если ученик  отстаёт от наших ожиданий, то необходимо определить стратегии, чтобы помочь ему.

Одной из таких стратегий, например, является  персонализированное обучение , где обратная связь влияет на обучение и  успеваемость ученика. Вопрос в другом – готов ли учитель реально применять персонализированное обучение в своей педагогической практике и есть ли возможности в современном образовании? Готов ли использовать обратную связь с учётом когнитивных способностей ученика, позитивной корректировки его знаний, умений?

Предположим, для эффективного обучения следует дифференцировать школьников по способностям. Своеобразное обучение по подгруппам, которое потребует от учителя максимального профессионализма, так как нужны будут и разные «стили преподавания», включающие знание психологии, методики, владение современными стратегиями и технологиями обучения. Хотя успешные примеры есть, например, система Монтессори. Но вряд ли можно повторить в традиционной школе. Потребуется и штат дополнительных сотрудников.

И как быть со стандартными требованиями по окончании школы. Мы говорим о персонализированном обучении, а требования едины. Только в этом году разделили ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни.

Опять же дифференцировать школьников невозможно без связи науки и практики, то есть школы, учителей.

 Персонализированное обучение  требует колоссальной энергии от учителя, самоорганизации и саморегуляции от самого ученика, оно помогает учащимся учиться, находить свой темп, определять приоритеты в образовании, добиваться успехов. Но это только ожидания от персонализированного обучения, позволяющее использовать разнообразное количество образовательных ресурсов, в которых ученик рискует также погрязнуть, как и в учебниках, тетрадях, выполняя многочисленные задания и упражнения, порой никому не нужные и не имеющие цели.

И тогда лучше опираться на общие когнитивные способности учащихся.

А если мы ошибаемся. Тогда мы рискуем усилить проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, нуждающиеся в большей мере в  руководстве и поддержке со стороны учителя.

 Нужно ли дифференцировать школьников? Как думаете Вы? 

Наталья Журавлева

 

Нужно ли дифференцировать школьниковhttps://i0.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/08/differenciaciya_shkola.png?fit=612%2C488https://i0.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/08/differenciaciya_shkola.png?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияЗаметки редакторадифференцированный подход в обучении,персонализированное обучение
Нужно ли дифференцировать школьников? То есть учитель должен организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных или общих когнитивных способностей учащихся. Когнитивные, или психические, возможности – это высшие функции мозга. Мышление, способность ориентироваться и рассуждать, понимание, вычисление, обучение, речь и др. Без этих функций невозможно успешное обучение ни в школе, ни в...