Евгений Ямбург — отсутствие доверия несовместимо с творчеством и высоким престижем
Просмотров: 5655Точка зрения доктора педагогических наук, академика, директора московской школы №109 Евгения Ямбурга о насущных проблемах образования. Программа «Отражение» на ОРТ.
Но самый тяжелый труд дает удовлетворение, когда не уничтожается творчество, когда нет совершенно дурной стандартизации. А это происходит сегодня
17 августа на телеканале ОРТ в программе «Отражение» обсудили насущные проблемы российского образования. Гостем программы был доктор педагогических наук, академик, директор московской школы №109 Евгений Ямбург. Точка зрения Евгения Ямбурга о профессии учителя, ЕГЭ, профессиональном стандарте педагога, национальной системе учительского роста.
Не так давно Высшая школа экономики и «Левада-центр» провели социологический опрос, который показал, что доля учителей, которые довольны условиями своей работы, в 2016-2017 году сократилась с 42% до 22%.
По мнению Евгения Ямбурга, это тревожный факт:
«Но я вам должен сказать, будучи в профессии больше 40 лет, что возможность самореализации, возможность творчества человека греет не меньше, чем заработная плата. И как только усиливаются методы и функции контроля над учителем, связанные с недоверием к учителю, вот тут начинается, конечно, депрессия довольно серьезная. А эта тенденция наблюдается. <…> Но самый простой способ, бюрократический – устроить учителям такой ЕГЭ, контролировать их и так далее. Я не против контроля. Но когда эта функция гиперболизируется, если нет доверия, понимаете…»
Отсутствие доверия несовместимо с творчеством и высоким престижем
Говоря о финском образовании, Евгений Ямбург заметил, что в Финляндии «профессиональное сообщество вырабатывает те кейсы, с помощью которых оценивается учитель. И поэтому есть доверие и к стандартам, к методам контроля учителя. И они идут вперед. То есть отсутствие доверия несовместимо с творчеством и высоким престижем. Есть такие учителя в России? Да, конечно, есть. Я счастлив, потому что я много езжу. И я вижу достаточно молодых людей, очень интересных, современных, доброжелательных. И они, конечно, очень расстраиваются, когда их занимают дурной работой, отсиживанием в школе. Потому что сегодня можно работать и в дистанте, сегодня можно общаться с учениками через планшеты и так далее».
Самая тонкая вещь – это оценка квалификации учителя
Затронули студии и темы, связанные с введением профессиональным стандартом педагога, национальной системой учительского роста.
«Учителя должны расти, — считает Евгений Ямбург. — В связи с этим много сплетен идёт о том, что отменят квалификации, категории, отменят звания. Я ответственно заявляю — никто ничего этого не собирается отменять. <…> Самая тонкая вещь – это оценка квалификации учителя. Вот в Финляндии оценивает профессиональное сообщество. До тех пор, пока чиновник будет единственным игроком на этом поле, унижение неизбежно. И задача наша – на деле реализовать принцип государственно-общественного соуправления. <…> Виднее профессионалам оценивать. Это не только ЕГЭ по предмету. Тут еще такие нужны психолого-педагогические компетенции, умение подойти к ребёнку. Сразу это не будет. Но мы договорились, что внедрение нельзя начинать с сентября, как пугают людей. Нужно это апробировать, опять через профессиональные сообщества, нужно хотя бы до 2019 года получить рекламации. Мы тоже бога за горло не взяли, мы во многом можем ошибаться. И постепенно гармонично всё это внедрять».
Она тоже была селективной, советская школа
Отвечая на вопрос телезрителя о советском образовании, Евгений Ямбург заметил, что мы идеализируем советскую школу.
«Я никак не могу являться рабом прошлого и рабом будущего. Я сейчас объясню свою позицию. Поверьте, я больше 40 лет в профессии. И я достаточно поработал в советской школе. Камень я в него не кину. Там были многие положительные вещи, которые мы потом забыли, сейчас восстанавливаем. Еще раз говорю – камень не кину. Но это иллюзия, что там всё было прекрасно. И мир настолько сейчас меняется. Я приведу очень простой пример. Сегодня в новых профессиональных стандартах, многие из которых не понимают, помимо задачи дать предметные знания, есть задача, чтобы дети овладели метапредметными умениями и навыками, чтобы они овладели общеучебными умениями и навыками. Это требует других компетенций. Обработка информации, умение работать в команде и проектная деятельность. Ну не было этого в советской школе. А, потом давайте не забывать и не врать друг другу: в институты там шли не более 12-15%. В старшие классы шли нацеленные дети. Большинство шло в профтехучилища. Не потому что кто-то гнал, а для того, чтобы заработать деньги, особенно в деревнях надо было сразу приобрести профессию. Она тоже была селективной, советская школа. Но ведь раньше и вода была мокрее. Мы её идеализируем», — прокомментировал Евгений Ямбург.
Нам многие вещи не идут впрок
Один из телезрителей предложил сократить штат чиновников в три раза. Отвечая на вопрос телезрителя, Евгений Ямбург сказал: «Да. Понимаете, удивительная вещь. Нам многие вещи не идут впрок. Во всем мире электронный документооборот освободил людей и дал возможность работать в дистанте. <…>Мне не нужен учитель, который сидит с утра и до поздней ночи в школе. Мне нужен учитель, который может пойти в библиотеку, работать с документами, иначе он не будет передавать дух науки и так далее. Но у нас зачастую в некоторых регионах чиновники стали рабами документооборота. <…> …бюрократическая система начинает сама работать на себя. Но тут есть одна тонкость. Ведь функция контроля так гиперболизирована, потому что введена была дифференцированная заработная плата. И разговор с фининспектором о поэзии довольно сложен. Если вы какие-то баллы начисляете, нужно доказать, что не потому что я люблю Марьванну, а Петра Петровича ненавижу. Поэтому здесь вырастает эта формальная сторона. Дальше начинают подсчитывать рейтинги школ и многие другие вещи. Это, конечно, угнетает».
Вопрос аттестации учителей – это не вопрос федерации. Это вопрос региона
По мнению Евгения Ямбурга, «вопрос аттестации учителей – это не вопрос федерации. Это вопрос региона. Это их полномочия. Поэтому когда я вижу, что в одних регионах сдается портфолио килограмм 50, которое некогда читать, а в другом бедолага-учитель отвечает на 500 вопросов компьютеру, конечно, это извращение. Но здесь надо наводить порядок. И в этой ситуации, поверьте, я выступаю за профессиональную централизацию управления. Потому что это же зависит от того, кто батька в этом регионе и какой дискурс он задает».
Не было большего противника ЕГЭ, чем я
Свою точку зрения высказал Евгений Ямбург и о ЕГЭ.
«Я вам должен сказать, что когда это только возникало, не было большего противника ЕГЭ, чем я. Я объясню, почему. Потому что это все делалось на коленке, очень быстро. И я, как гуманитарный человек, когда я видел блок этих тестов «Угадайка». Например, лет 10 назад был такой вопрос: «Любил ли Онегин Татьяну?». Там было три ответа: «да, любил», «нет, не любил», «когда как». Правильный был «когда как». Это не анекдот. Меня это, конечно, бесило. <…>Но постепенно, во-первых, он стал очеловечиваться. И вот эта угадайка уже была снята. Во-вторых, всё-таки, поверьте, для меня провинция – не территориальное понятие, и в центральных городах могут деревенские школы, а в Новониколаевском районе (Волгоградская область) я вижу блестящих учителей, прекрасных ребят. Возможность этого социального лифта и возможность поступления в центральные вузы – это огромное достижение ЕГЭ.
Второй момент. Там были колоссальные нарушения, приписки и так далее. А что вы хотели? Ведь это была огромная борьба предыдущего министра и нашего Общественного совета, потому что в показателях работы губернаторов был «уровень сдачи ЕГЭ». Ну, кто же будет подводить своего губернатора? Поэтому началось социалистическое соревнование между территориями за процент сдачи.
Стоило все-таки отменить этот показатель. И эта процедура стала честная: пусть под контролем, пусть под этими камерами, но сегодня это процедура прозрачная. Может быть, прозрачнее, чем даже наши выборы. И дай бог здоровья. И врать не надо нигде.
В чем есть проблема? Вы понимаете, безусловно, если во главу угла поставлена дрессура к ЕГЭ, то тогда, конечно, многие фундаментальные вещи уйдут. Уйдёт проектная деятельность, творчество и так далее. И значительная часть школ в разных регионах на это настроены. Но еще больше настроены родители. Вот, кто заводит детей. «Ты не сдашь, ты не поступишь» – и начинается эта гонка. Перегрузки есть, безусловно.
И, поверьте, никакой Рособрнадзор не даёт команды раздевать детей до белья (а я знаю случаи в регионах) и проверять, есть ли гаджеты. Поэтому, зная нашу медвежью хватку, стремление отрапортовать, здесь не всё еще в порядке. Но тенденция в общем правильная. Теперь в гуманитарных предметах предварительно введено сочинение. Это правильно.
История – дело не только в датах. Там есть, например, про картину эпохи. То есть дети должны, описывая картину эпохи, понимать, что мушкетеры и Алексей Михайлович Тишайший – это современники. Списать уже не так просто. То есть он будет модернизироваться. Введена устная часть (аудирование) по английскому языку. То есть процесс тут идёт. Но формы получает разные: в зависимости от такта, ума и ретивности местных администраторов».
Программа «Отражение» на телеканале ОРТ.
Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!
Устная часть в ЕГЭ по иностранным языкам- это не аудирование ( оно было изначально и осталось), а техника чтения, диалог и монолог посредством компьютера.