Как помочь учащимся стать собеседником на уроке
Просмотров: 1771Как помочь учащимся стать собеседником на уроке, не бояться отвечать на вопросы? С этой проблемой сталкиваются многие учителя, особенно на устных предметах.
Причем я не имею в виду вопросы, связанные с пересказом параграфа или учебной статьи. Как помочь учащимся стать собеседником на уроке — не бояться высказывать свое мнение, приводить аргументы из своего жизненного или читательского опыта, слышать ответы одноклассников и вступать с ними и учителем в диалог.
Безусловно, легче сказать, чем сделать. Но всё-таки стоит попробовать. А для этого учителю нужно создать условия на уроке, стимулирующие учеников ответить, «перевернуть» и своё сознание, подход.
Уважение
Многие из вас задавали вопрос в классе, а в ответ — тишина либо несколько поднятых рук. Конечно, причина найдётся: невыученный параграф или непрочитанное произведение. Тем не менее большинство боится ответить неправильно, услышать реакцию учителя, а потом — одноклассников. Отсюда — ответы через силу. Урок превращается в своеобразный допрос. Ребёнок должен знать, что его мнение уважают, а не говорят безлико: «Садись – подумай». Или вообще без обратной связи.
«Безумные ответы»
Мы должны хвалить и отмечать ответы учащихся. Никто не говорит о бездумной похвале. Но порой «безумные ответы» приводят к прорыву, открытию. Помогите ученику найти путь к осмысленному ответу, своему ответу. Смысл ведь в том, чтобы ученик начал думать и отвечать. И пусть сначала ответ будет «корявым», «неглубоким». Самые лучшие ответы могут послужить основой для проектной работы.
Почему-Что-Как
Дети с рождения привыкли к вопросу «Почему?» Так они познавали и открывали для себя мир. Конечно, на уроке теперь им задают вопросы. Тем не менее попробуйте использовать привычные вопросы для школьников, структурировав их по принципу «Почему-Что-Как».
Тренировка
Чтобы ученик стал постоянным собеседником на уроке, для этого необходима тренировка. Как в спорте. Размышлять – это не просто труд, это каждодневная тренировка. С какой целью мы задаём вопросы на уроке? Поставить оценку? Да, но не это главное. Научить высказывать своё мнение, выяснить, что знает ученик? Безусловно. Процесс должен быть непрерывным: от того, что узнали и выяснили ученики, должны идти взаимосвязанные «отростки» к новому, то есть метакогнитивный процесс обучения.
В любом случае от нас зависит, как работает ребёнок на уроке, верит он в свои силы или нет.
Наталья Журавлева
Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!
Добавить комментарий