Нужна ли концепция преподавания литературы в школе, должны ли чиновники указывать, какие произведения читать детям и где искать национальную идею обсудили на пресс-конференции в МИА «Россия Сегодня».

Наталья Журавлева

Задачи преподавания литературы в школеНа пресс-конференции в МИА «Россия Сегодня» 27 января 2015 г. рассуждали о статусе литературы, о задачах и концепции преподавания литературы в школе, о едином учебнике и национальной идее.

По словам Владимира Агеносова, заслуженного деятеля науки РФ, руководителя коллектива авторов школьных и вузовских учебников:«Национальная идея – это наша литература». «Преподавание литературы в школе оставляет желать лучшего. И вы это прекрасно знаете, — добавил он. — С введением ЕГЭ литература из школы практически исчезла. Готовят к ЕГЭ, натаскивают к ЕГЭ. Читать тексты необязательно». С мнением Владимира Вениаминовича согласились все участники круглого стола. Так профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Михаил Голубков сказал: «… ЕГЭ привёл к тому, что современные ученики с трудом владеют письменной речью».

Что всё-таки, по мнению выступающих, концепция преподавания литературы нужна.  «В принципе, единая концепция – это неплохо. Но есть плюсы и минусы. Что взять в концепцию? Ту или иную позицию? И кто её будет определять?» — размышлял Владимир Агеносов.

И вот тут-то собака порылась. В поисках национальной идеи не получим ли мы концепцию в духе социалистического реализма. И что это –  национальная идея? И почему её нужно искать именно в литературе? Почва благодатная для пропаганды? Но чего? И кого? Интересно, в каких произведениях чиновники собрались выискивать национальную идею? В произведениях Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, сатирически высмеивающих произвол. Взятничество. Казнокрадство. И другие «милые привычки»? В «чудиках» В.М. Шукшина, в Соне Мармеладовой? Или в романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь»? Инициатива введения романа в школьную программу одобрена в Совете Федерации.Задачи преподавания литературы в школе

Действительно, в обществе необходимо повышать читательскую компетентность и воспитывать  не только потребность, но и осознанное стремление к чтению. «Главная задача – дать её (литературу – примеч. ред.) школьникам. Главное – тексты, главное, чтобы дети читали тексты, главное – учитель, который читает, объясняет. С моей точки зрения, — добавил директор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов, — литература прежде всего призвана, чтобы люди были хорошие».

Не это ли и есть задача литературы? Духовно и нравственно воспитывать? Воспитывать на уроках внутренне свободного человека, для которого понятия честь, свобода, закон, совесть  будут не пустыми звуком, словом. И такой человек не буде «говорящей обезьянкой», о которой сказала в своём выступлении кандидат филологических наук, доцент филологического факультета  МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Зубарева: «Статус литературы нужно менять. Роль литературы в обществе нужно поднимать. Иначе получим говорящих обезьян». Говорящие обезьяны. Как-то не звучит. Особенно, если мы говорим о национальной идее и концепции. Или?..

Задачи преподавания литературы в школеХочется верить, что в основе концепции будут принципы и задачи литературного образования,  отражены рекомендации, методики, образовательные технологии, формирующие и воспитывающие интерес к чтению в обществе в целом, направленные на повышение престижа читать, быть читающим человеком. Так, например, Виктор Журавлев,  доцент, почётный работник общего образования, заслуженный работник культуры, сказал, что один из элементов литературной концепции – деятельностный подход: «…формирование способности учащихся к самостоятельной оценке, самостоятельному анализу материалов, исторических источников, художественных текстов, умению сопоставлять, сравнивать, вести поисковую деятельность». По мнению В. Журавлева, концепция также невозможна без интеграции литературы и русского языка, без сближения литературы и истории: «Культурные звуки должны звучать синхронно и на уроках истории, и на уроках литературы».

Как всегда не забыли и учителей. Ведь, по словам кандидата филологических наук Елены Зубаревой, «нет страшнее врага для предмета под названием литература, чем плохой учитель литературы. Вот честное слово: страшнее не найдёте. Больше ничего не нужно делать. Вот выпустите такого, и на всю жизнь отобьёте охоту книжки читать. А умный, харизматичный, любящий детей профессионал научит читать даже обезьянку». Как бы обезьянка не стала эмблемой концепции: уж слишком часто её приводили в качестве примера. И почему мы всегда, везде, повсюду ищем врага:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

                                                                 А. Блок «Двенадцать»

Опять же, по мнению Е. Зубаревой, «уроки литературы в школе – поговорили и ушли». Легко сказать – поговорили. Поговорить – нужно уметь. Я навсегда запомнила плачущего учителя литературы на уроке. Она просто читала нам произведение и – плакала. Мы не говорили о композиции, идее, авторской позиции, художественных особенностях стиля автора. Это было лишним. Произведение было о человеке, нравственном выборе, о подлости и предательстве родных и близких. Наверное, мой учитель был харизматичным профессионалом? Возможно.02

В поисках врагов и национальной идеи важно не забыть про литературу, про задачи литературы, не забыть о том, как концепция будет способствовать личностному, духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а не абстрактному словосочетанию «национальная идея».

Михаил Голубков, профессор МГУ, правильно сказал, что «концепция преподавания литературы – это важно. Во-первых, решать этот вопрос должны профессионалы. Во-вторых, люди, которые будут решать этот вопрос, должны прекрасно понимать, что за их спиной несколько поколений русских учителей, русской профессуры, которые формировали тот корпус текстов, который стал сейчас классическим».

Теперь главное – в поисках национальной идеи не записать этих русских учителей и профессоров в класс врагов. Недаром говорится: кто ищет – тот всегда найдёт.

P.S.: Пора пришла – они проснулись? Они – это чиновники, которые долгое время в буквальном смысле пинали литературу на задворки российского образования. Но теперь с высоких трибун зазвучали идеи о единой концепции преподавания литературы, о едином учебнике, о национальной идее. Да и год подходящий: как- никак – Год литературы.

 

 

Концепция преподавания литературыСтандарты ОбразованияЗаметки редактораНовостиединые учебники по литературе,задачи преподавания литературы в школе,концепция преподавания литературы,национальная идея,пресс-конференция
Нужна ли концепция преподавания литературы в школе, должны ли чиновники указывать, какие произведения читать детям и где искать национальную идею обсудили на пресс-конференции в МИА 'Россия Сегодня'. Наталья Журавлева На пресс-конференции в МИА «Россия Сегодня» 27 января 2015 г. рассуждали о статусе литературы, о задачах и концепции преподавания литературы в школе,...