коррекционное образованиеВ Министерстве образования и науки РФ рассказали о результатах апробации федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также о том, что коррекционные школы трансформируют.

17 июня в Минобрнауке России состоялось первое заседание Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Открыл заседание министр образования Дмитрий Ливанов. Так, по словам министра образования, сегодня в России в общеобразовательных учреждениях  обучается 481 587 детей с ОВЗ, из них:

— 212 167 детей — в  коррекционных школах по адаптированным общеобразовательным программам (АОП);

— 110 295 детей — в коррекционных классах при общеобразовательных организациях по адаптированным общеобразовательным программам;

— 159 125 детей — в инклюзивных классах общеобразовательных организаций.

В ходе выступления Дмитрий Ливанов обозначил позицию ведомства, связанную с трансформацией коррекционных школ: «Наряду с развитием инклюзивного образования, что, безусловно, необходимо и важно, специальные коррекционные школы, и это принципиальная позиция Министерства образования и науки, будут не только сохраняться, но и развиваться. Они должны играть возрастающую роль как ресурсные учебно-методические центры, оказывающие помощь как детям, так и родителям, педагогам инклюзивных школ и классов», — заключил министр образования.

Ресурсный учебно-методический центр – здорово. Осталось только определить, сколько коррекционных школ трансформируется и сможет выполнить возложенную на них миссию. Кадры готовы? Или к 2016 году все начнут работать по-новому? В Москве есть коррекционная школа-интернат VII вида, где техник-электрик преподавал и преподаёт математику со средне-специальным образованием. Было бы интересно посмотреть, как такой «профессионал» будет вести учебно-методическую просветительскую деятельность. И таких немало, к сожалению.

Да и вообще, послушав заседавших, в очередной раз убеждаешься, что чиновники и образование находятся в параллельных мирах. Так Дмитрий Ливанов пообещал, что будут «индивидуализировать учёт каждого ребёнка, и информационные технологии это позволяют, для того, чтобы определить для него уникальную, подходящую ему, траекторию, выбрать в дальнейшем и профессиональную траекторию, обеспечить его трудоустройством и, в конечном счёте, полноценную социализацию». Информационные технологии позволяют. А кадры? Начальник Управления образованием Тамбовской области Наталья Астахова вообще заявила, что трудоустроить  детей-инвалидов возможно, так как их не так уж и много. Куда только? Про наличие рабочих мест промолчу. Зато недавно детский омбудсмен Павел Астахов сообщил журналистам, что в 2014 г. численность детей-инвалидов выросла на 3,7%.

Отчитались заседавшие и о мероприятиях по вопросам образования особенных детей: создана рабочая группа по разработке нормативно-правовых документов, разработаны методические рекомендации по совершенствованию деятельности психолого-медико-педагогических центров, идёт повышение квалификации специалистов, педагогов и руководящих работников инклюзивных школ, организован обмен опытом. Так осенью впервые будет проведён Всероссийский съезд дефектологов и Всероссийская конференция ПМПК. Разработали примерные образовательные программы, которые, по словам заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ирины Терехиной,  скоро разместят для публичного обсуждения, а к началу учебного года постараются утвердить.

Конкретно о результатах апробации ФГОС – общие слова «мы оцениваем результаты и качество образования, которое получили первоклассники». Хотелось бы услышать о качестве содержании самих ФГОС, отзывы педагогов, которые участвовали в апробации. Всё-таки год прошел. Неужели участникам нечего рассказать? О проблемах нормативного финансирования – еще меньше: «необходимо рассчитать, норматив должен отличаться от обычной школы, зависит от случая, программы реабилитации». Педагогическое сообщество и родительская общественность уже давно бьёт тревогу. Но до «образовательного олимпа» не достучатся.

«И поскольку 2016 год уже не за горами, то нам нужно быть уверенным, что в бюджетах регионов заложены специальные средства дополнительные, надо их защитить, как-то окрасить, чтобы мы их видели для перехода к новым стандартам», — сказал Дмитрий Ливанов. Правда, министр образования не уточнил, как будут защищать и чем окрашивать. Но не беда.

Ведь главное – к 2016 году должны измениться педагогические подходы в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов. А до 2016 года как обучать? Остальные дети, которые продолжат обучение по адаптивным программам, не должны получать качественное образование?

Наталья Журавлева

P.S.: всё это слова и никакого отношения к реальности не имеют.


 

Справочная информация

Впервые в России были разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью. В декабре Минобрнауки России утвердило соответствующие ведомственные приказы  от 19 декабря 2014 г. N 1598 и от 19 декабря 2014 г. N 1599.

Апробация федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья проходила в 124 школах РФ, как коррекционных, так и инклюзивных, в 1 классах.

Коррекционные школы трансформируютСтандарты ОбразованияСтатья в номеркоррекционное образование,результаты апробации федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья,ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
В Министерстве образования и науки РФ рассказали о результатах апробации федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также о том, что коррекционные школы трансформируют. 17 июня в Минобрнауке России состоялось первое заседание Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями...