Межведомственная модель сопровождения детей через интеграцию субъектов системы образования по организации внеурочной деятельности в действии
Просмотров: 4157Статья представляет межведомственные подходы к созданию условий для планируемого совершенствования и развития потенциально одаренных детей, занимающихся во внеурочной деятельности спортивным туризмом и прикладными видами спорта. Муниципальный ресурсный центр «Вертикаль» организует систему муниципальных спортивных соревнований по спортивному туризму для обучающихся г. Рыбинска и Ярославской области, сопровождение спортивно одарённых детей в региональных и всероссийских соревнованиях, стажировку руководителей спортивных команд и кружков дополнительного образования.
Формат Федеральных государственных образовательных стандартов требует системной интеграции ресурсов не только конкретной образовательной организации, но и субъектов системы образования, возможных социальных партнёров. Для качественной организации внеурочной деятельности необходимо наличие образовательных программ, системы мероприятий (соревнования, фестивали, конференции) для учащихся, непрерывное методическое сопровождение педагогов, материально-техническое обеспечение процесса.
С целью организации внеурочной деятельности, развития приоритетного направления — спортивного туризма и ориентирования в осенне-зимне-весенний период — с 2011 года в муниципальном образовательном
учреждении СОШ №26 в сотрудничестве с ЦДЮТЭ успешно функционирует муниципальный ресурсный центр (МРЦ) «От высот к вершинам». «Арифметический сценарий» продуктивной деятельности является результатом объединения сильных сторон образовательных учреждений: программно-методических и организационно-методических ресурсов со стороны ЦДЮТЭ и образовательной инфраструктуры СОШ №26 при паритетном участии кадрового потенциала.
Заинтересованность в реализации проекта на муниципальном уровне проявилась в том, что с 2013 года расширился состав его участников – подключился один их лидеров движения туристско-спортивного направления СОШ № 26. Дальнейшее развитие спортивного туризма в зале потребовало оснащения зальных комплексов, что позволило организовать проведение различных этапов соревнований на базах партнёров. Успешная реализация спортивных мероприятий привлекла к деятельности МРЦ педагогов и обучающихся, способствовала пропаганде специальных тренировочные комплексов для совершенствования технической и тактической подготовки команд ОУ. В данный момент Центр рассматривает возможность подключения других школ к программе оборудования спортивных залов для спортивного туризма.
МРЦ согласовал спортивную работу с Департаментом по физической культуре и спорту, что позволило присваивать спортивные разряды обучающимся, выполнившим квалификационные нормативы по виду спорта «Спортивный туризм» и «Спортивное ориентирование», включить итоговые мероприятия Центра в единый спортивный календарь мероприятий города Рыбинска.
Параллельно с работой муниципального ресурсного центра СОШ № 26 совместно с ГОУ ЯО ЦДЮТуриЭк осуществила проект «Планета путешествий»: обеспечение доступности качественных образовательных
услуг по организации внеурочной деятельности» в рамках региональной инновационной площадки «Механизм взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей по организации внеурочной деятельности».
Комплексная программа внеурочной деятельности «Школа путешествий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373), предусматривает приобретение обучающимися основных знаний техники и тактики
спортивного туризма и спортивного ориентирования, основ краеведения.
В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
— опору на современные образовательные технологии деятельностного и практико-ориентированного типов (проблемно-диалогическую технологию, проектного обучения, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Данную Программу внеурочной деятельности могут реализовать как учителя общеобразовательных учреждений, так и педагоги дополнительного образования, она ориентирована на обучающихся 7-11 лет (1-4 классов), 4 года обучения. Программа состоит из 5 самостоятельных модулей. Время, отведенное на обучение в каждом модуле, составляет 33-34 часов в год (1 час в неделю).
Структура и содержание в предлагаемой программе задаются конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов (модулей):
«Спортивный туризм»,
«Спортивное ориентирование»,
«Специальная физическая подготовка туриста»,
«Развиваемся играя»,
«Путешествуем по малой Родине».
Программа каждого модуля соответствует требованиям ФГОС НОО (п.19.5), разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и имеет четкую структуру. Программы смежных модулей могут иметь пересечения в содержании пояснительных записок. Данный факт объясняется принадлежностью программ к одному направлению деятельности. Кроме того, авторы
осознанно ушли от общей пояснительной записки к программе как единому документу. Сделано это было с единственной целью – систематизировать работу учителя, педагога по составлению рабочей программы на конкретный год обучения.
Кроме разработки программ СОШ № 26 и ГОУ ЯО ЦДЮТуриЭк, в 2013-2014 году отработали договор с учащимися школы о совместной организации внеурочной деятельности. Одним из главных достоинств
взаимодействия школы и системы дополнительного образования по организации внеурочной деятельности является возможность обогащения материально-техническое сопровождения программы за счёт ресурсов
учреждения дополнительного образования, так и реальная экономия на организацию процесса финансовых средств.
Тесная интеграция содержания образовательных программ и образовательных событий обеспечивают высокую результативность достижений обучающихся. Воспитанники г. Рыбинска – победители и
призёры областных соревнований среди учащихся по туризму «Золотая осень», «Зима», «Летний оздоровительный лагерный сбор» (2011-2013 гг.), победители и призеры областных и российских соревнований по ориентированию (2011- 2013 гг.). Команда Центра на протяжении последних лет результативно представляла г. Рыбинск и Ярославскую область на слёте союзных государств в республике Беларусь (2011-2013 гг.), Межрегиональном слёте – соревновании ЦФО «Школа безопасности» и «Юный спасатель» (2010-2013 гг.).
Конечно, неоспоримы преимущества межведомственной модели сопровождения детей через интеграцию субъектов системы образования по организации внеурочной деятельности, но требует дальнейшей проработки вопрос дополнительного информирования потенциальных потребителей о реализуемых услугах муниципального ресурсного центра, так как успешность деятельности Центра зависит от спроса со стороны заинтересованных участников образовательного процесса. Это возможно при реализации
следующих мероприятий:
— размещение информации об услугах МРЦ не только на новостных страницах сайтов образовательных учреждений, но и создание специальной страницы на сайте каждого учреждения;
— создание блога, информирующего о реализации проекта МРЦ;
— подготовка промакции об услугах МРЦ, буклетов, листовок, видеороликов.
— размещение сведений о деятельности МРЦ в средствах массовой информации (не менее 3 статей в изданиях «Образовательный диалог», «Анфас», «Полезный Рыбинск»; подготовка сюжетов на ТВ-каналах);
— размещение информации на сайтах муниципальной системы образования, Интернет-порталах г. Рыбинска.
Для расширения взаимодействия с родительской общественностью необходимо рассмотреть возможности проведения на базе МРЦ собрания муниципального родительского комитета.
Справедливо мнение известного педагога прошлого века А.С. Макаренко, что «личность не воспитывается по частям, а создаётся синтетически всей суммой влияния, которым она подвластна».
Павлов Игорь Аркадьевич, учитель физической культуры МОУ СОШ №26 г. Рыбинска Ярославской области
Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!
Добавить комментарий