На телеканале Общественного телевидения России обсудили ЕГЭ. Нужна ли ЕГЭ альтернатива?

На телеканале Общественное телевидение России обсудили ЕГЭ. В ходе программы «ПРАВ!ДА?» ведущий и гости рассуждали – нужна ли ЕГЭ альтернатива?

Гости программы:
Амет Володарскийруководитель проекта росвуз.рф
Любовь Духанина заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию и науке
Ольга Котова замдиректора Федерального института педагогических измерений
Всеволод Луховицкийсопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель»
Виктор Панинруководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг
Светлана Руденкоредактор отдела воспитания и образования «Учительской газеты»

Депутаты Госдумы предлагают вернуться к классической системе итоговой аттестации школьников. Согласно законопроекту у выпускников появится выбор между ЕГЭ и традиционной формой экзаменов. Депутаты считают, что изменения в законе будут способствовать восстановлению качества образования в стране.

Кроме того, по данным социологов «Левада-Центра», 54% россиян считают, что ЕГЭ оценивает знания выпускников хуже, чем традиционная форма экзамена. Причем количество скептиков растёт.

Можно ли в современных экономических, социально-политических условиях ввести пусть даже не полное, но частичное возвращение к традиционной форме экзамена?

По мнению Виктора Панина, руководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, возврат уже произошел, в частности  в процедуре и механизме ЕГЭ  достаточно серьезные и радикальные за последние 5-7 лет: отмена части тестовых заданий, введение устных ответов, возврат к сочинениям по русскому языку и по литературе и др.

И вообще не думаю, что возврат как таковой к прошлому – к тому прошлому, которое было до введения ЕГЭ, – он возможно в принципе. Хотя я выступал и выступаю, и до сих пор я очень негативно отношусь к единому государственному экзамену и считаю, что это очень серьезная ошибка была со стороны нашего правительства, со стороны нашего государства – пойти на поводу у некоторых наших западных, скажем так, «партнеров», как сейчас модно говорить, и ввести этот механизм. Но тем не менее что имеем, то и имеем, заключил Панин.

Амет Володарский, руководитель проекта росвуз.рф, считает, что всё-таки самое главное из ЕГЭ не убрали.

Сегодня ЕГЭ не выявляет знания, а подлавливает на незнании. Что это значит? Например, по иностранным языкам, я считаю, нужно вернуться к традиционной системе сдачи экзаменов выпускных со школы. Вот несколько лет как ввели, например, говорение. Кто проверяет это говорение? Куда записывается? То есть ребенок подходит к компьютеру, записывает свою информацию в компьютер вместо того, чтобы общаться с живым человеком – допустим, носителем языка и так далее. То есть что выявляет в данном случае ЕГЭ? Умение владеть компьютером или знание английского языка? спрашивает Володарский.

Любовь Духанина, заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию и науке, считает, что «нужно было создать экзамен, который позволял бы объективно оценивать в сравнении результаты выпускников, и экзамен, который позволял бы действительно увеличить доступность высших учебных заведений. Единый государственный экзамен эти задачи объективно решил».

Я думаю, что всем сдавать было бы легко, если бы в стране было высокое качество образования. Духанина. Духанина.

Связан ли ЕГЭ с качеством образования?

Ольга Котова, замдиректора Федерального института педагогических измерений, уверена, что связан.

Вне всякого сомнения… Наверное, главное, что было привнесено за последние годы в единый государственный экзамен – это объективность. Это объективность процедуры. Это возвращение к определенным традициям. Действительно, мы отказались от части заданий с выбором одного ответа, которые вызывали наибольшую критику. Действительно, усилен потенциал заданий различных с развернутым ответом. И в этом смысле возможности традиционного экзамена существенно меньше, чем сейчас возможности ЕГЭ, заявила Котова.

Позволяет ли ЕГЭ проверить, насколько ученик способен к системному, креативному мышлению?

Всеволод Луховицкий, сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель», считает, что у ЕГЭ  очень ограниченные возможности.

ЕГЭ не приспособлен ни для каких, в принципе, устных вариантов заданий, ЕГЭ не приспособлен ни для каких творческих заданий. Творческое задание нельзя оценить абстрактному проверяющему. Давным-давно известно, что любое сочинение, самое гениальное, прочитают три эксперта – и они поставят разные баллы. Если же мы захотим, чтобы они ставили одни баллы, то это будет уже не творческое сочинение, а то, что у нас сейчас называется «эссе» – и на русском языке, и на литературе, и на истории, и на обществознании, и что является, безусловно, коверканием умения детей, обучения детей хорошо и ясно излагать свои мысли. Луховицкий.

И тогда необходимо заранее знать, что экзамен – вещь субъективная, экзамен – вещь воспитательная. 


Нужна ли альтернатива ЕГЭ?

Амет Володарский уверен, что нужна, что необходимо «больше свободы, творческой свободы».

Всеволод Луховицкий повторил, что «ЕГЭ требует однозначных ответов, что в ЕГЭ не может быть объективной оценки, если имеется открытый ответ для творческой работы».

За рассуждение оценку ставить можно, но только в том случае, если ты знаешь лично этого ученика, знаешь, почему именно он стал говорить так. Луховицкий.

Мария Котеняткина
Источник: сайт Общественного телевидения России

ПРАВ!ДА? на ОТР. Нужна ли ЕГЭ альтернатива? (11.04.2017)

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Нужна ли ЕГЭ альтернатива?www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/04/ege.png?fit=885%2C537www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/04/ege.png?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номеральтернатива ЕГЭ,ЕГЭ,образование,расписание егэ в 2017 году
На телеканале Общественного телевидения России обсудили ЕГЭ. Нужна ли ЕГЭ альтернатива? На телеканале Общественное телевидение России обсудили ЕГЭ. В ходе программы «ПРАВ!ДА?» ведущий и гости рассуждали – нужна ли ЕГЭ альтернатива? Гости программы: Амет Володарский – руководитель проекта росвуз.рф Любовь Духанина – заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию и науке Ольга Котова –...