Персонализированное обучение – это не решение
Просмотров: 2864Персонализированное обучение всё больше набирает популярность, особенно с развитием информационных технологий и современных образовательных ресурсов для обучения. Но есть ли будущее у персонализированного обучения в школе? Есть ли риски у персонализированного обучения и каковы плюсы для школьников?
Очень часто в любом разговоре или выступлении, связанном с обучением, можно услышать словосочетание «персонализированное обучение». И все одобрительно кивают. Действительно, потребности и возможности у учеников разные, образовательные ресурсы сети Интернет позволяют. Не поспоришь.
Но, с другой стороны, такая форма обучения напоминает пустой сосуд: говоря о персонализированном обучении, мы пытаемся заполнить этот сосуд всевозможными концепциями и теориями. Порой не имеющими смысла и, что важно сегодня, основы среди учителей.
Как правило, персонализированное обучение связывают с образовательными информационными возможностями. Да, сеть Интернет предоставляет каждому ребёнку получить персонализированный опыт обучения, ребёнок имеет возможность учиться везде и всюду, учитель выходит за рамки урока. Но. Увеличивается контроль над образованием школьников и, самое главное, имея благие намерения, мы не учитываем потребности ребёнка и идём вразрез с концепцией персонализированного обучения.
То есть способность учиться у ребёнка зависит от того, что он уже знает. Когда ребёнок сталкивается с новой информацией и при этом он испытывает пробелы в существующих знаниях, у него возникают трудности, которые необходимо решить ему самому. И здесь два варианта: либо ученик захочет самостоятельно преодолеть эти трудности, либо перестанет учиться. Персонализированный подход предполагает ответственность за приобретение новых знаний самим ребёнком. Но много ли таких учащихся, которые способны к самоорганизации, саморегуляции?
Увеличение образовательных возможностей школьников также может быть контрпродуктивным. Многие ли учащиеся могут сформулировать собственные цели и задачи обучения. И если в этом случае, чтобы помочь, на первый план выходит учитель с передачей знаний и выбором пути, мы опять идём в разрез с концепцией персонализированного обучения.
Ошибочное представление и в том, что информационные образовательные ресурсы – это одна из главных возможностей привлечь школьников к обучению. Возможно, но до поры до времени. Опять не учитываем тот фактор, что мышление – это труд, трудно и зачастую неудовольствие. Что думать, мыслить – это своего рода постоянная тренировка. Что выберет ребёнок – участие в интеллектуальной деятельности, организованной на базе социальной сети, или, если есть возможность, более приятное времяпрепровождение в тех же социальных сетях.
Ошибка в том, что персонализированное обучение рассчитывает на активную позицию учащихся, что учителя научатся оценивать риски и будут неустанно делиться своим опытом в сообществах, что администрация научится делать расписание гибким, что образовательная среда преобразуется. Дело ведь не в смартфоне или macbook. Дело в мастерстве учителя и педагогической грамотности.
Обучение может быть эффективным и в простом классе, где дети сидят за партой, где обычная доска с мелом и тряпкой, в руках детей обычные ручки, карандаши и тетради.
Главное – понимать разнообразные познавательные потребности и способности учащихся, икать новые методы и формы для передачи знаний в связи с современными требованиями. А очередной гаджет – это всего лишь гаджет, про который через день забудут, так как изобрели новый. Независимо от условий учитель должен нести персональную ответственность за обучение детей.
Безусловно, достижения в области образовательных информационных технологий необходимо использовать на уроке, но не на всех и не всегда.
Зачастую сталкиваешься с таким фактом, что ребёнку не хватает навыков, чтобы найти нужную информацию или оценить уместность данной информации. Тогда зачем все эти технологии и гаджеты для образования? Тогда зачем персонализированное обучение, направленное на расширение образовательных возможностей и потребностей?
Получается, при организации персонализированного обучения мы всё равно учитываем общие потребности всего класса, а не ребёнка. Поэтому персонализированное обучение – это не решение.
Продолжение следует…. А что думаете Вы об этом?
1) персонализированное образование не идентично электронному и дистанционному образованию
2) при построении Адаптивной (персонализированной) LMS (системы управления обучением через образовательный сайт) одно из главных правил — ученик должен получать нужную ему поддержку именно тогда, когда она ему нужна т.е. ученик не остаётся один когда ему нужно принять решение.
3) У каждого ученика есть иные потребности, кроме тех, которые он удовлетворяет через образование, НО это не является недостатком применения ДО или иных ЦОР т.е. «иные» потребности могут мешать достижению образовательных целей и при персонализированном и при традиционном образовании.
А какую проблему НЕ решает персонализированное образование?
Проблему индивидуализации содержания? ….решена путём создания индивидуализированного содержания LKMS системы
Проблему индивидуализации процесса доставки и контроля освоения содержания? ….см. Knewton
Если бы проблема в статье была обозначена ясно, можно было бы соглашаться или нет, а из данного текста проблема неясна.
Возможно, что миссия персонализированного образования, как пишет автор заметки, в расширении образовательных возможностей, НО конкретно педагогическая цель этой технологии начиная с работ Краудера и Маска — чтобы все, кто начал обучение дошли до конца обучения. При персонализации-адаптации дистанционного курса доля студентов, которые его заканчивают, значимо выше чем на курсах без адаптации см. Scopus публикации, отчёт правит. комиссии США по ДО за 2011, публикации на платформе Knewton.