Первый учебный год как первая любовь
Просмотров: 2846У каждого учителя, естественно, был свой первый учебный год и, наверное, желание убежать из школы. Пожалуй, правильным будет сказать, что первый учебный год как первая любовь.
Прошло 16 лет, как я пришла в школу. Мне был 21 год. И мне сразу дали четыре девятых класса. Классное руководство в 8 классе. Помню, как на меня смотрели глаза моих первых учеников: у кого – любопытство, у кого – мы ещё посмотрим: выдержишь или нет. Было трудно и интересно. Проверку прошла. До сих пор мои первые ученики мне пишут, находят в социальных сетях. И ещё – мне повезло. В школе работала очень грамотный, профессиональный и человечный руководитель методического объединения, которая мне помогала, порекомендовала наставника. Но так бывает не всегда.
Порой молодые учителя приходят в школу и остаются один на один с учениками, родителями, профессиональными проблемами, требованиями администрации. Как не разочароваться в профессии и остаться работать в школе по-настоящему?
Если статью читает молодой учитель, то надеюсь, мои советы-размышления помогут тебе. Если опытный, то можете поделиться своим опытом с начинающими учителями.
- Твой первый учебный год – это не просто тяжёлый учебный год. Это джунгли, где идёт борьба за выживание. Ты будешь не только готовиться к урокам, но и принимать решения, давать советы родителям, которые в разы старше тебя! Помню своё первое родительское собрание. Я смотрела на них и думала, что я могу сказать. Они и так всё знают и меня ещё воспитают. Появятся усталость и неуверенность, мысли – что это не твоё. Твоё. Всё наладится. Главное – верь в себя, свои силы и учеников. Они не подведут. Они могут быть шалопаями, не слушать на уроке, проверять тебя, но не подведут.
- А для этого нужно любить детей. Быть искренним. Дети всё чувствуют. Тем более у тебя козырь – молодость, оптимизм, желание творить, горящие глаза, ты пока не успел увязнуть в бездушных бумажках. Ни в коем случае не обманывай детей, не унижай, иначе не заслужишь их уважения, любви и доверия. А уж если заслужил – они твои.
- Не бойся, что у тебя нет опыта. Твой задор, желание работать от души компенсируют методические ошибки во время урока. Ученики любят увести учителя от темы урока – те ещё стратеги! Иногда нужно поговорить с детьми на уроке не об уроке. В таких разговорах тоже идёт воспитание, научение. Главное – не увлекайся. Программу не отменили пока.
- Никогда не реагируй на резкие необоснованные выпады старших коллег, когда они начнут тебя снисходительно поучать. Есть такие махровые училки в школе, к сожалению. Их сразу видно. Даже если они сто раз неправы, выслушай молча. Критика в любом случае полезна.
- Если администрация не назначила тебе наставника, найди сам человека, который сможет поддержать тебя, помочь, высказать конструктивное замечание, поделиться своим опытом, человека, с которым будет обратная связь. Нет и такого человека в школе, борозди просторы интернета, где предостаточно профессиональных сообществ и грамотных учителей, желающих искренне поделиться своим опытом.
- Не зацикливайся только на школе и учениках. Чтобы быть интересной ученикам, чтобы уроки были интересными, развивайся. Я имею в виду не только чтение педагогической литературы и выступление с докладом на педагогическом совете или методическом объединении. До сих пор не вижу ценности в «Плане профессионального роста»! Каждый год их переписывают, рассматривают, утверждают, а толку… Но не об этом.
Музеи, театры, выставки, путешествия, общение с друзьями и др. – это тоже опыт в твою педагогическую копилку. Поверь, хотя со мной могут коллеги и не согласиться. Не будет детям интересен учитель, который всюду и везде говорит только и постоянно про школу. Тебе бы было интересно?! Всегда боялась и боюсь превратиться в училку.
- Сюрпризы. Без них не обойтись. Мне доску воском мазали, ключ от кабинета прятали, парфюм разбрызгивали, на день рождения кабинет украшали воздушными шарами, цветами, плакатами. А накануне нагло выдворяли из кабинета со словами: «Идите уже домой». Будут к тебе приходить после окончания школы и рассказывать о своих успехах. Порой чаще приходят самые «отпетые», которые столько кровушки попили у тебя, а ты – у них. Но приходят благодарные, вспоминая твои уроки, свои проказы и достижения, в которых есть и твоя заслуга.
- Тебе, молодому учителю, вдвойне нужна поддержка, нужна обратная связь с учениками, родителями, администрацией, коллегами. Не останавливайся, пока не получишь этого, а достигнув, ты останешься в школе. Ведь детям нужны учителя, которые остаются. Первый учебный год — это, действительно, как первая любовь.
- И напоследок. Успехов тебе! И не только в первом учебном году!
Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!
Наталья,Вы дали очень нужные советы-подсказки.Читая советы,вспоминала себя.Я надеялась при первой возможности сбежать куда- нибудь… А сейчас не представляю своей жизни без школы и детей!
Спасибо. Аналогично было и у меня. Хоть и поддерживали меня, но порой было тяжело. Много раз хотела уйти. Но теперь не жалею. Считаю, что профессия учитель — это одна из лучших профессий, особенно для женщины. И никто меня не переубедит. Творческих успехов Вам, Наталья!