Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное личностно-ориентированное развитие обучающегося. И одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение.

Актуальность педагогического опыта

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное личностно-ориентированное развитие обучающегося.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий, безбарьерной среды для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков младших школьников в процессе взаимодействий; приобретение опыта исследовательско-творческой деятельности, интеграция знаний, умений и навыков.

Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой деятельности.        Поэтому подготовка и вовлечение  ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в  проектную деятельность, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Содержательная форма представления педагогического опыта

В  МОУ «СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов» принята Программа «Развитие индивидуальности и одаренности ребенка в контексте решения приоритетных целей и задач модернизации Регионального образования».

Выбранная концепция развития заставляет специалистов  школы искать новые формы и методы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в  области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показывают, что устойчивых положительных результатов в работе с детьми-логопатами можно  добиться, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать  в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов.

Одним из таких подходов в решении проблемы нарушений речи у младших школьников стала разработка авторской программы «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушениями речи». Под инновационными педагогическими технологиями в нашем случае понимается проектная деятельность.

В результате обобщения своего личного опыта, я внедрила в педагогическую практику систему работы по формированию функциональных навыков речевой деятельности с учетом ведущей модальности каждого ребенка.     Возникают противоречия, связанные со спецификой логопедической работы с детьми, имеющими патологию развития и патологию речи в том числе. Противоречие выражается в предоставлении свободы действий   ребёнку в проектной деятельности с одной стороны и направляющее действие взрослого (консультанта) с другой стороны. Возраст, психофизические особенности, специфичность коррекционно-образовательного процесса, недостаточность семиотической базы воспитанников логопункта определяют гибкость и вариативность в выборе модели проекта, несколько отличающейся от традиционной интерпретации типологии проектов.    Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы:  Как сформировать функциональный базис речевой культуры младших школьников, чтобы они могли свободно оперировать речевыми единицами не только как средством коммуникации, но как орудием добывания в будущем новых знаний самостоятельно? Метод образовательного творческого проекта – один из путей формирования речевой культуры и творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, поскольку даёт детям больше свободы в реализации замысла.

Инновационная направленность педагогического опыта

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.    Апробировав методику работы над проектом и адаптировав её к конкретным условиям, вижу главной задачей данной работы – рассмотрение особенностей и вариантов организации проектного метода  по формированию речевой культуры и творческих способностей обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья.

Методологическая база педагогического опыта

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам. Применительно к младшим школьникам, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый  детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». Таким образом, мы видим, что все обозначенные сегодня принципы личностно-ориентированного подхода в образовании были актуальны и значимы для российской педагогики  на протяжении многих десятилетий.

Педагогическая целесообразность опыта

Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной в том случае, если:

  • она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
  • она направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
  • она характеризуется наличием системности в семиотическом образовательном пространстве.

Цель: разработка и апробация системы формирования основ проектной деятельности младших школьников в рамках реализации авторской  Программы «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушениями речи» (далее Программа).

Задачи:

  • теоретически и фактически обосновать необходимость внедрения проектного метода в работу с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья;
  • выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
  • апробировать методику работы в проекте в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательных отношений;
  • изучить роль проектной деятельности в формировании основ речевой культуры обучающихся в условиях коррекционно-образовательного пространства;
  • разработать рекомендации для родителей по участию в проектной деятельности;
  • провести анализ эффективности использования метода проектной деятельности среди воспитанников логопункта по формированию экспрессивной речи, навыков коммуникации.

На этапе исследования результатов диагностики состояние уровня обученности младших школьников проектной деятельности было признано неоптимальным. Диагностика выявила:

  • неумение поставить творческую цель;
  • трудности в планировании собственных действий;
  • неумение работать самостоятельно;
  • низкий уровень развития творческих способностей;
  • низкий уровень словарного запаса, многочисленные аграмматизмы.

Общие итоги диагностики стали весомым аргументом в пользу  проектного метода в коррекционно-образовательном процессе. Проектный метод мне представляется как способ организации педагогической деятельности, основанный на взаимодействии логопеда, учителей, психолога, педагога дополнительного образования, родителей.

Психолого-педагогическая  целесообразность  педагогического  опыта

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, формирует и развивает все компоненты речи.

Конечно, психофизические особенности данной категории обучающихся накладывают естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Включать детей в проектную деятельность нужно постепенно, начиная с первого класса. Основной принцип организации проектной деятельности – проект должен быть посильным для выполнения. Вначале – доступные творческие задания. Причём, в случае с детьми, имеющими патологии развития, логопед работает с учётом ЗБР (зоны ближайшего развития по Л.С. Выготскому) каждого субъекта коррекционно-образовательного  процесса.

Темы детских проектных работ, как правило, выбираются из знакомого для детей материала, предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться обучающиеся начальных классов, узок, а их представления о таких проблемах-незначительны.  Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения младших школьников в самостоятельную работу, находится в зоне их ближайшего развития и в области познавательных интересов.

Длительность выполнения проекта в режиме внеурочных занятий ограничилась двумя неделями в 1 классе. Постепенно перешли  к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, два (3-4 класс).

Специфика коррекционного обучения позволяет работать с группой  не более чем  из восьми обучающихся. От педагога при этом потребовался особый такт, деликатность, чтобы не «навязывать» детям информацию, а направить их поиск, например: «Всё ли вы знаете для того, чтобы выполнить эту работу? Какую информацию вам нужно получить? К каким источникам информации следует обратиться?»

Выполнение проекта проходило в режиме сочетания внеурочных и внешкольных занятий, обязательно привлекались родители. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности ребят. С этой целью проводились специальные собрания-лекции, семинары-практикумы, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость, рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Выпускаются памятки-буклеты «Для родителей, чьи дети выполняют проект». На школьном сайте родители получали консультации логопеда, который отвечает на вопросы и даёт рекомендации по совместному сопровождению проекта: http://school3-megion.ru/index/0-74

Ресурсное обеспечение педагогического опыта: рисунки детей к сказкам, раскраски по мотивам сказок «Теремок», материалы, собранные детьми; аудиозаписи народной музыки, видеофильмы, картон, бумага А4, ватман, гуашь, краски.

Результативность:   положительной оценки заслуживает любой уровень достигнутых результатов у учащегося с ОВЗ. Главным критерием оценки является достижение цели проекта — продукт проектной деятельности — дидактическое пособие – энциклопедия сказки «Теремок» (в приложении). Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии личностных качеств: инициативы, самостоятельности и творчества. В результате проектной деятельности выявлены позитивные изменения в динамике показателей обученности младших школьников с ОВЗ.

Вывод: Проектная деятельность в коррекционно-образовательном процессе не только возможна, но и полезна для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку позволяет им проявить инициативу, творчество, фантазию. Конечно, проект будет детско-взрослый, не такой сложный как у старшеклассников. Но, лиха беда – начало!

Развитие и продолжение проекта

  1. Выполнены атрибуты к сказке для участников ролевой игры «Теремок» на занятиях бисероплетения.
  2. Работы из бисера по теме «Сказка ложь, да в ней намёк» представлены вниманию родителей на выставке в «День открытых дверей».
  3. По мотивам сказки в стихах С.Я. Маршака «Теремок» дети показали мини-инсценировку для одноклассников, родителей и педагогов, завершив проект «Подари сказку детям».

Трансляция педагогического опыта

Материалы педагогического опыта «Привлечение к проектной  деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьного логопункта» опубликованы Издательским домом «Первое сентября». Материалы Проекта были представлены на грант Губернатора ХМАО в окружном конкурсе «Лучший педагог Югры» и отмечены Дипломом III степени.

Лосева Галина Александровна, учитель-логопед, дефектолог МБОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Мегион, Ханты-Мансийский АО-Югра

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Привлечение к проектной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьного логопунктаhttps://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?fit=594%2C453https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номербезбарьерная среда,коррекционное образование,личностно-ориентированное развитие обучающегося,младшие школьники с ОВЗ,проектное обучение,современные технологии в обучении и воспитании
Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное личностно-ориентированное развитие обучающегося. И одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение. Актуальность педагогического опыта Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное личностно-ориентированное развитие обучающегося. Одной...