методическое объединение учителей гуманитарного циклаВ условиях возрастания требований к образованности выпускника и профессиональной компетентности педагогов организация работы школьных методических объединений значительно усложнилась и требует профессионального управления. Опыт показывает, что методическое объединение становится основным структурным подразделением школы, на котором замыкаются вопросы не только методические, но и учебные, воспитательные, социальные, инновационные, экспериментальные и другие.

Марина Иванова-Лекарева, руководитель МО, учитель истории

За последние годы в жизни школы происходят значительные сдвиги: существенно изменяется содержание учебных предметов, уточняются учебные планы, идет процесс активизации и интенсификации обучения, повсеместно внедряются новейшие методы и средства обучения.

Задача современной школы – воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни. Бесспорно, что воспитать такого человека могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, коммуникативная культура.

В условиях возрастания требований к образованности выпускника и профессиональной компетентности педагогов организация работы школьных методических объединений значительно усложнилась и требует профессионального управления. Опыт показывает, что методическое объединение становится основным структурным подразделением школы, на котором замыкаются вопросы не только методические, но и учебные, воспитательные, социальные, инновационные, экспериментальные и другие.

Учебно-воспитательная, методическая и другая работа методического объединения учителей осуществляется на основе:

  • Конвенции о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Федерального закона «Об образовании»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта;
  • Законов города Москвы;
  • Рекомендаций Департамента образования г. Москвы и окружного управления образования;
  • Устава школы;
  • Образовательной программы школы;
  • Программы развития школы;
  • Локальных правовых актов образовательного учреждения;
  • Положения о методическом объединении учителей образовательного учреждения;
  • Санитарных правил и норм по организации учебно — воспитательного процесса в ОУ;
  • Правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • Правил внутреннего трудового распорядка, трудовых договоров, дополнительных трудовых соглашений.

Чтобы работа методического объединения осуществлялась более эффективно, необходимо сформулировать миссию методического объединения, так как миссия, на мой взгляд, представляя собой формулировку долгосрочного видения смысла существования объединения и выражение сути его деятельности, является важной основой целеполагания, задающей рамки и направлениям, внутри которых будут решаться конкретные задачи. В соответствии с миссий МО  и общешкольной методической темой формулируется и методическая тема объединения.

Таким образом, сформулированная миссия и выбранная методическая тема позволяют определить цель деятельности и задачи МО учителей.

Например, цель: повышение качества обучения для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.

Задачи:

  • информирование педагогических работников о важнейших требованиях общества к школе, ориентирах образовательной политики программно-методических требований и инновационных технологий;
  • создание условий для непрерывного развития педагогического мастерства, формирования индивидуального стиля творческой деятельности каждого педагога;
  • совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, моделирование мотивации достижения успеха;
  • создание условий для методического сопровождения учебно-воспитательного процесса для повышения качества образования учащихся, их личностного потенциала.

Для достижения цели и задач необходимо определить направления (могут быть рассчитаны, например, на три года) работы МО учителей гуманитарного цикла:

  • учебно-воспитательная деятельность;
  • учебно-методическая деятельность;
  • организационно-методическая деятельность;
  • информационно-аналитическая деятельность;
  • консультационная деятельность;
  • экспертно-диагностическая деятельность;
  • редакционно-издательская деятельность.

Каждое направление деятельности реализовывается с помощью сформулированных задач и мероприятий, направленных на создание комфортной образовательной среды и повышения качества образования учащихся. В целом, все задачи по направлениям деятельности реализовываются через определённые мероприятия. Например, учебно-методическая деятельность: проверка знаний учащихся.

В целом, результаты мониторинга свидетельствуют о достаточно стабильном уровне обученности и качестве образования учащихся. Однако проверка отчетов педагогов показывает, что порой учителя МО формально подходят к анализу проведенного мониторинга. А ведь грамотно составленный анализ позволяет проверить не только уровень знаний, умений и навыков по предметам как отдельно взятого ученика, так и всего класса, но и формировать базу тестов по психолого–педагогическому компоненту мониторинга, а также формировать портфолио учащихся для оценки качества обучения на основе компетентностного подхода. Поэтому руководителям МО необходимо разработать примерную адаптированную структуру анализа мониторингов с рекомендациями учителям МО.

Учебно-методическая деятельность может быть связана с совершенствованием и современным наполнением учебно-методической базы кабинетов учителей методического объединения.

Информационно-аналитическая деятельность направлена на анализ результатов образовательной деятельности по предметам методического объединения. А также на заседаниях МО и оперативных совещаниях с администрацией и руководителем МО своевременно информировать учителей о новых нормативных документах и изменениях в образовательном процессе, о новых программах, технологиях и учебно-методическом обеспечении. Например, ФГОС второго поколения, концепция «Духовно-нравственного воспитания», СанПины, изменения в законе «Об образовании», образовательные технологии и технологические приемы с применением ИКТ, лицензионные и самостоятельно созданные электронно-образовательные ресурсы.

Сегодня работа современного педагога связана с транслированием своего педагогического опыта, поэтому  работа методического объединения должна осуществляться и по такому направлению, как редакционно-издательская деятельность: публикация статей, наличие личных профессиональных сайтов и блогов, наличие сайта методического объединения, взаимодействие в социальных сетях и др. Так, например, социальные сети могут помочь в оказании консультационной, экспертно-диагностической помощи родителям и учащимся, сотрудникам других методических объединений.

Принято считать, что методические объединения должны работать только с учителями, сводя свою деятельность к повышению профессионального мастерства педагогов. Однако требования модернизации образования ведут к пересмотру направлений деятельности МО. Методическое объединение вместе с руководителем должно оказывать активную помощь администрации школы: осуществлять и координировать проведение учебно-воспитательной, методической, внеклассной работы, инновационной, проектной деятельности. Поэтому работа методического объединения учителей должна строиться на более активном взаимодействии с администрацией: принимать участие в подготовке документов для прохождения аккредитации ОУ, проверять ведение журналов согласно ВШК, участвовать в разработке необходимой документации по ВШУ, локальных актов. На рисунке 1 показана упрощенная схема взаимодействия.

методическое объединение учителей в школе

Рис. 1. Схема взаимодействия МО

Таким образом, работа методического объединения в современной школе заключается не только в оказании методической помощи учителю, повышении его профессионального мастерства.  Опыт показывает, что методическое объединение становится полноправным структурным подразделением школы, в компетенции которого входят вопросы не только методические, но и учебные, воспитательные, социальные, инновационные, экспериментальные и другие.

Список литературы:

1. Макарова Т.Н., Макаров В.А.. Организация деятельности методического объединения в школе. 4.1. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. — 160 с.

Работа методического объединения в современной школеСтандарты ОбразованияСтатья в номерметодическое объединение учителей в школе,образовательный процесс
В условиях возрастания требований к образованности выпускника и профессиональной компетентности педагогов организация работы школьных методических объединений значительно усложнилась и требует профессионального управления. Опыт показывает, что методическое объединение становится основным структурным подразделением школы, на котором замыкаются вопросы не только методические, но и учебные, воспитательные, социальные, инновационные, экспериментальные и другие. Марина Иванова-Лекарева,...