Список для чтения в школе — обязательный или рекомендательный?
Просмотров: 3827Сегодня реально и виртуально эксперты, учителя, ученики, общественность, представители РЦП активно обсуждают школьную программу по литературе. Мнений много – результат один: ученики не читают. Уже само словосочетание «школьная программа по литературе» на многих навевает скуку. Ведь список для чтения всё-таки немаленький, но обязательный.
В настоящее время на краудсорсинговом интернет-ресурсе http://edu.crowdexpert.ru проходит обсуждение «Примерной программы по литературе» для средней школы, где список произведений к примерной программе по литературе для 10-11 классов (базовый уровень) включает в себя три уровня: А,В,С.
Так в Список А вошли произведения больших жанров: эпических и лиро-эпических (поэма). Это И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.А. Булгаков Е.И. Замятин, и др. Кроме того, из двух произведений одного автора в рабочую программу входит одно.
Список В включает фиксированные имена авторов, учитель выбирает произведения.
Список С – открытый перечень имён авторов по периодам.
Перечень произведений в блоке «Зарубежная литература» носит ориентирующий характер.
Такой подход к формированию списка для чтения по литературе носит рекомендательный характер и предоставляет свободу учителю, возможность выбора для детей.
Но вместе с тем возникает вопросы, не приведёт ли такой подход к упрощению программы по литературе? Каких авторов и какие произведения необходимо прочитать детям? И каким образом эта необходимость должна определяться? Должны ли школьники учить наизусть и сколько? Изменится ли тогда ЕГЭ по литературе? И начнут ли дети читать оригинал или продолжат пользоваться кратким изложением произведений, которое вполне окажется достаточным. А, может, обойдутся просмотром видеороликов «Записки гангстера». Вот, например, анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
А что думаете вы?
Наталья Журавлева
Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!
Прочитала эту статью и сразу вспомнила пример уроков литературы, о которых рассказывал Шалва Амонашвили (к стыду своему не вспомню точно в какой из книг, может «Как любить детей»? но вот нашла цитату в прессе http://www.vl.aif.ru/culture/1494523 ):»(вопрос)- Кто для вас явился примером педагога с большой буквы? (ответ)- Моя учительница грузинского языка и литературы Варвара Вардиашвили. Её уроки были настолько необычными, что их никто не пропускал. Она спасла меня и многих учеников, привив вкус и любовь к классике. Помню, в восьмом классе учительница попросила нас прочитать поэму «Витязь в тигровой шкуре». Весь год мы изучали только это произведение. Потом я понял, на какой риск она пошла, ведь по программе мы должны были читать оды о Ленине, Сталине… даже о Берии! Но не эти стихотворные вирши, а великая поэма Руставели стала моей спутницей на всю жизнь. Каждый раз перечитывая её, я открываю для себя новые смыслы.»
А у меня ещё и такое удивление: что можно было делать с одним произведением целый год?
До чего мы дошли, коллеги?! А куда собираемся привести своих детей?! Деды в шоке от того, что читают и обсуждают на уроках литературы их внуки… А дело-то не только в списках литературы! Возможно ли обсуждать эти списки без внятного ответа вот на такие вопросы: Какая работа и как организуется учителем вокруг выбранного произведения? Чему он собирается учить своих подопечных на выбранном произведении? А вообще-то именно это произведение позволяет как-то особенно работать с ним, вокруг него, заставляет человека переживать, о чём-то вообще задуматься?
Да, классика — это на все времена! Отчего так? Какой секрет хранится в этих произведениях, что не оставляют они человека равнодушным? А у современных авторов есть такие образцы?
О какой литературе мы говорим? Нет в старшей школе никакой литературы. Нет такого понятия, как «прочитать произведение». Есть понятие «проанализировать текст», и этот кусок текста дают ученику. Он даже может не знать, откуда этот кусок. А автором и вообще не интересуется. Если дети сочинения пишут на основе выданного текста, то смысл им что-то читать? Текст дадут, несколько цитат, применимых в разных ситуацих, можно выучить… Все! Литература сдана! Мой сын окончил школу с золотой медалью… Много ли он читал? Увы! Свою литературу он отчитал в детстве, до 13 лет… Я, как филолог, дала, что смогла. А в школе не было необходимости много читать… Кто-то из нынешних школьников читал Каренину? Про «Войну и мир» даже говорить смешно… Глядя на списки рекомендованной литературы, удивляюсь — кому рекомендованной? Школа сделала все, чтобы ребенок читал как можно меньше…