Умеем ли мы обучать?
Просмотров: 2099В последнее время образование претерпевает многочисленные реформы, государство, учителя, общество рассуждают о том, как нужно учить. Умеем ли мы обучать?
В «Педагогическом словаре» слово «обучать» означает совместную целенаправленную деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание. Но как эта деятельность строится учителем и каковы при этом цели обучения? Как правило, урок можно разделить на четыре части:
- цель, задачи;
- сообщение темы, знакомство с правилами, инструкциями, фактами и т.д.;
- обсуждение в классе;
- рефлексия.
С целями и задачами в какой-то мере мы преуспели. Стандарты чётко их регламентируют. Правда, цели и задачи больше напоминают размер «One Size» — универсальный размер, который подходит всем. Но ведь все мы разные: разное восприятие, разное усвоение, принятие информации, осмысление и т.д. И задача учителя – стандартный «One Size» сделать персонализированным, то есть любые формы обучения, технологии должны предлагать равные возможности для учащихся, причём не просто вовлекать их в учебный процесс, но и давать возможность идти вперёд. Ученик должен видеть, как он учится и растёт.
С остальными пунктами ещё сложнее. В эпоху педагогических технологий на любой вкус и цвет, до сих пор популярным остаётся традиционный урок, напоминающий лекцию. Почему? Ответ прост: это самый простой вариант, доступный любому учителю.
Учитель знает свои темы, уже есть готовые планы или конспекты (сценарий урока), поэтому не требуются никакая подготовка, никакое планирование деятельности ученика. В любом случае, «виноват» будет ученик, который не хочет или не может. Так легче! Думать о том, актуально ли содержание такого урока, соответствует ли знаниям, умениям нынешних учащихся – уже сложнее, так как потребуется новый план. Это как точечная застройка. Вроде и дом построили, и квартирный вопрос решили, но в общий дизайн дом не вписывается. Так и ученик со своими возможностями и потребностями не вписывается в общий ход урока и план учителя.
Ведь как проходит подача содержания на уроке в большинстве случаев?
- Все учащиеся должны слушать. Если не слушает, то «виноват» ученик.
- Ни шагу влево-вправо, то есть изначально урок негибкий, а по стандартной схеме.
- Отсутствие индивидуального стиля изложения.
- Отсутствие интриги, проблемы на уроке: открыли учебник, прочитали правило, параграф, а потом – упражнения или задания на закрепление. И рефлексия, заключающаяся в вопросах: «Что мы сегодня узнали на уроке?», «Какую тему изучили?», «Какие нравственные уроки извлекли?», «Какие выводы сделали?» и др. Вот, например, итог урока литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Итог урока (взят из интернета)
Снова звучит «Ноктюрн» Хачатуряна. Слово учителя. Пушкин завершает свой роман пожеланием читателю:
…Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти…
– Мы с благодарностью воспринимаем это дружеское рукопожатие и вступаем в новое тысячелетие осененные добрым гением поэта. Пушкин современен и сегодня, и через сто лет, и через триста.
Возможно, учителю и современен. А детям точно? Или как на картинке к статье — должен, например, получить представление об окружности и круге. Почему? Может, потому и результаты такие — что имеем представление да прошли. Слово-то какое — «прошли», «проходим». Почему не изучили, изучаем?
Чтобы была рефлексия, необходимо организовать обсуждение в классе, которое зависит от профессионализма учителя. Проектировать и управлять дискуссией сложно. Очень немногие люди имеют навыки, чтобы чувствовать себя уверенно и вовлекать аудиторию в обсуждение. Учитель боится таких форм работы, потому что боится шума. Что подумает администрация?
Главное – захотеть. Можно и традиционный урок перевернуть, сделать обучение персонализированным, потому что каждый ребёнок имеет свои образовательные потребности и возможности.
Наталья Журавлева
Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!
Добавить комментарий