Возможности интернет-ресурсов в самообразовании школьников: сущность, проблемы, перспективы
Просмотров: 3805Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Главными составляющими информационной компетентности ученика являются:
- умение правильно отбирать источники информации;
- умение находить и преобразовывать информацию их различных источников;
- владение конкретными навыками по использованию технических устройств;
- способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии;
- знание особенностей информационных потоков в нужной области.
Под информационно-коммуникационными технологиями понимают систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение которых обеспечивает решение центральных задач обучения и воспитания.
В учебно-воспитательном процессе выделяют ряд возможностей использования информационно-коммуникативных технологий в самообразовании школьников в условиях внедрения ФГОС:
1) Работа с приложениями к учебникам, электронными энциклопедиями, т.е. с готовыми дисками. В МБОУ «Школа-гимназия №1» городского округа Судак есть пособия по предметам, записанные на компакт-дисках, электронные справочники, записи русских и зарубежных писателей. Всё это доступно в свободном пользовании.
2) Использование мультимедиа-ресурсов в образовательном процессе:
- Презентаций и возможностей интерактивной доски:
- Электронная библиотека;
- Аудиокниги;
- Электронные словари;
- Видеофильмы (художественные, научно-популярные);
- Электронные энциклопедии;
- Репродукции картин;
- Классические музыкальные произведения и др.
Данное направление облегчает процесс запоминания. Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют развивать внимание и визуальное мышление. А визуальное (образное) мышление является основой понимания.
3) Использование ЭОР для подготовки к урокам. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов можно отметить следующие образовательные ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru/
- http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.1
- http://school.edu.ru http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27566
- http://www.nachalka.com/uchitel
- http://otlichnyk.ru
- http://www.mobintech.ru/multiplication/
- http://www.solnet.ee/erudit/
- http://moi-skazki.ru http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru
- http://old.orlovka.org.ru/crimea_abc/
- http://www.openclass.ru http://easyen.ru
- anie_ glasnykh_v_kornjakh/42-1-0-140
- http://bk-detstvo.narod.ru/about_us.html
- http://prezentacii.com
4) Применение сервисов Web -2.0 в образовательном процессе дает возможность создания, размещения, хранения, распространения ресурсов различного типа (презентации, документы, слайд-шоу и пр.) на предлагаемой платформе без использования специализированного программного обеспечения; возможность совместного использования (создание, редактирование, обсуждение и пр.) ресурсов несколькими пользователям. Для внедрения в практику можно использовать следующие сервисы:
- Онлайн-сервис Googlе, предназначенный для создания опросных форм.
- Социальный сервис, предназначенный для публикации, хранения, просмотра и комментирования видео.
- Calaméo — сервис для создания, оформления и публикации электронных книжек.
- LearningApps — это интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах.
- Linoit- он- лайн инструмент для создания заметок.
- Сервисы для создания собственных пазлов.
- Мозаика из слов
- Генератор прописей и примеров для работы с детьми школьного возраста.
- Сервис для конвертации документов
5) Участие в дистанционных мероприятиях. В дистанционных мероприятиях активно принимаю участие сама и привлекаю своих учеников начиная с первого класса. Роль телекоммуникаций здесь необычайно велика. Они позволяют учащимся активизировать собственные знания, умения и навыки, способствуют самообразованию, самоорганизации и самодисциплине.
- Дистанционные олимпиады для учащихся — это одна из форм дистанционного образования детей. Основными целями и задачами любой олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Дистанционная олимпиада дает возможность всем желающим проявить свои способности на федеральном или региональном уровне, часто не выезжая.
- Дистанционный конкурс для учащихся – увлекательная и эффективная форма занятий, любой человек из любой точки мира может принять участие в конкурсе, имея лишь компьютер и доступ к сети Интернет. Именно возможность объединить огромное количество людей делает дистанционные конкурсы уникальными. Ведь они помогут углубить знания по разным школьным предметам, темам, разделам. Занимательные задания конкурсов позволят увидеть необычное в самом обычном, обыденном и привычном!
6) Использование учащимися материалов, размещенных на персональном сайте учителя – является одним из способов использования Интернета в учебно-воспитательном процессе. Мой персональный сайт предназначен для учителей начальных классов, для учеников, а также их родителей. Цель сайта: создание единого информационного пространства для всех участников образовательного процесса. В течение года сайт наполнился содержанием: интерактивными плакатами, тестами, кроссвордами, интересным материалом, выходящим за рамки учебников. Используя Документы Google, сайт использую для сетевого взаимодействия с учащимися. Теперь мой сайт — хороший помощник при проведении уроков, веб-квестов, организации домашней работы учащихся.
7) Возможность дистанционного обучения. Под дистанционным обучением следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются следующие типы информационных услуг: электронная почта; облачные технологии, онлайн-сервис Googlе, предназначенный для создания опросных форм.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
- сохранять устойчивый интерес к предмету;
- моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам;
- учащимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;
- развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у учащихся.
Главными преимуществами применения ИКТ являются:
- Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.
- Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.
- Сохранение высокого темпа урока, занятия.
- Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.
- Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.
- Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.
В урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учащиеся применяют такие формы ИКТ – технологий, как: презентации, интерактивные тесты, работа по поиску информации в Интернете, подготовка проектов, веб-квестов, применение готовых электронных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов.
Наряду с этим существует ряд проблем, связанных с возможностью применения Интернет-ресурсов школьниками:
- Опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов;
- Усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
- Опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
- Ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая «дигитализация» — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям;
- Отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
- Пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
- Опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.
Учитывая важность вопросов минимизации вреда, наносимого психике учеников, учителя должны овладеть основными требованиями, предъявляемыми к образовательным Интернет-ресурсам с точки зрения минимизации вреда, наносимого здоровью и психике обучаемых. Следует учитывать, что при использовании образовательных интернет-ресурсов недопустимо использование элементов, которые могут привести к неоднозначному толкованию, агрессивных, шокирующих, провокационных визуальных и звуковых рядов.
Освоение учителями компьютерных технологий идет быстрыми темпами, нам есть чем гордиться, однако, нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того чтобы этот процесс был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным.
Несмотря на это, использование ИКТ — технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.
Таким образом, деятельность учителя и учащихся в информационной образовательной среде на уроках в соответствии с требованиями ФГОС позволяет решить одну из важных задач обучения в современной начальной школе и благотворно сказывается на образовательном процессе. Считаю, что эта тема актуальна в данное время, так как процессы реформирования образования предъявляют новое требование и к результатам обучения учащихся – это личностное развитие на основе освоения УУД и особое требование к преподаванию.
Литература:
- Кулик А. Ресурсы Интернета для развития системы образования и науки в регионах (на примере политологии) (Электронный ресурс) http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u18.htm (дата обращения: 06.07.2016г)
- Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006.
- Полонский В.М. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет (Электронный ресурс) // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=394 (дата обращения: 06.07.2016г)
- Формы использования информационных технологий в образовательном процессе (Электронный ресурс) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/04/07/formy-ispolzovaniya-informatsionnyh (дата обращения: 06.07.2016г)
5.Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе (Электронный ресурс) http://vachenko-na.okis.ru/informacionno-kommunikativnih.html (дата обращения: 06.07.2016г)
- Использования ИКТ – технологий в учебно-воспитательном процессе (Электронный ресурс)http://volok-int.edumsko.ru/documents/other_documents/dokumenty_i_materialy_po_obespechennosti_uchebnoj_uchebno-metodicheskoj_literaturoj_i_inymi_bibliotechno-informacionnymi_resursa/poryadok_ispol_zovaniya_ikt_tehnologij_v_uchebno-vospitatel_nom_processe (дата обращения: 06.07.2016г)
7. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (Электронный ресурс) http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/2398-2013-02-22-14-39-36 (дата обращения: 06.07.2016г)
Ильяшевич Татьяна Васильевна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-гимназия №1» городского округа Судак Республики Крым, I к.к.
Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!
«Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.»
Это, простите, кто доказал?
А вот это банальная и наглая ложь:
«Главными преимуществами применения ИКТ являются:
Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.
Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.
Сохранение высокого темпа урока, занятия.
Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.
Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.
Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.»
А раньше диффененцированного подхода не было?
А визуальное и аудивизуальное, это наше все? А как тогда на счет Его Величества — натурного эксперимента?…
А «высокий темп» урока никогда не был самоцелью…
А обратная связь как-то сущетвовала и без ИКТ…
А оперативный контроль что и ИКТ, что без, требует только внимания учителя, а вид (тип) носителя тут вообще роли не играет…
А про «высокое качество усвоения…», это вообще за гранью пед. науки! Это самое качество настолько многофакторное явление, что ссылка на ИКТ выглядит дешевой и безграмотной спекуляцией.
Так что автор нам тут, мягко говоря, полную лажу лепит! ИКТ есть не более чем средство. Хорошее, нужное, но не более чем одно среди прочих! И ставить его превыше иных — бред дикого попугая!