Возродим уроки труда
Просмотров: 2040Возродим уроки труда. В Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Технология в общеобразовательных школах: технологическое образование как основа инновационного развития России».
В Общественной палате задумались о таком учебном предмете, как технология. Вспомните, как проходил процесс уничтожения данной предметной области в школах: ликвидировали мастерские, из учебного плана, не задумываясь о последствиях, вычёркивали труд, заменив на уроки технологии, которые сегодня в большинстве российских школ связаны с компьютерными технологиями, но не трудом. Но, как мягко заметил Роман Дощинский, член Комиссии ОП РФ, «в связи с новыми экономическими условиями, объявленным курсом на диверсификацию экономики Россия должна создавать все продукты».
А как тут создавать, когда в стране нет профессиональных инженерных кадров. Правда, их выпускают каждый год. Тем не менее потребность в кадрах есть. Вот и вспомнили опять о школе, о возрождении уроков труда.
По словам профессора Юрия Хотунцева, «технологическое образование школьников является важной частью школьного образования». Сомнений нет.
Но. Материальное обеспечение отсутствует, в любимых ФГОС нет практико-ориентированной направленности предмета, только – теоретическая. Если в школе и есть такой предмет, как трудовое обучение, то, как правило, заканчивается в 7 классе. В старших классах и вовсе отсутствует. Да и может ли труд существовать без черчения. Этот учебный предмет тоже безжалостно вычеркнули. Как ни парадоксально, но уроки труда и черчения остались в коррекционных школах.
«На уроках труда дети учатся проектировать изделия и обрабатывать материалы, это целая культура преобразующей деятельности и бесконфликтного общения. Ребенок, который не работал своими руками с материалами, вряд ли проявит интерес к инженерному делу», — заключил Юрий Хотунцев.
Александр Глозман, директор центра образования им. А.Т. Твардовского, в начале своего выступления сказал, что «ценность нашего предмета недооценивают в обществе». И во многом это определено с сложившимся стереотипом учителя-трудовика. «Та позиция, которая существовала некоторое время назад, что есть уроки труда, есть трудовик и есть определённые образ трудовика, к сожалению, в нашем обществе сохраняется», – заявил Александр Глозман. – И наша задача – преломить ситуацию, используя все возможные способы, трибуны, доказав, что это не так. Есть и другой опыт, который ценен для наших детей», — заключил Глозман. А вот с мнением Александра Глозмана, что уроки технологии, пожалуй, единственный предмет, где ребёнок все создаёт своими руками, можно поспорить. На любом предмете можно создать свой продукт. Было бы желание у учителя. Куда проще открыть учебник и прочитать правило, параграф и т.д.
К сожалению, не все такие трудовики, как Александр Глозман или его отец. Ведь стереотипы просто так не рождаются.
В общем, поговорили участники круглого стола о состоянии, пользе, возможностях уроков технологии и решили направить в Минобрнауки РФ, Российскую академию образования и Федеральное учебно-методическое объединение рекомендации по включению предмета «Технология» в государственный стандарт начального общего образования .
P.S.: инициатив много, какие только предметы, курсы не предлагают преподавать в школе. Жалко, что учебный план не резиновый. Преподавать можно всё. Главное, чтобы дети потом смогли применить в жизни. Английский учим, но не говорим. И так по всем предметам.
Наталья Журавлева
профессор Юрия Хатунцев, на самом деле Юрий Хотунцев. Исправьте пожалуйста фамилию уважаемого человека.
Спасибо, что увидели ошибку.
С уважением, редакция журнала!