Логопедические приемы на уроках обучения грамоте
Просмотров: 5436Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Проблема нарушений письменной речи раскрывается в теоретическом и практическом аспекте.
Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся.
От эффективности решения задач умственного и речевого развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем предметам. Осуществляя эти задачи, учителя начальных классов сталкиваются с наличием у некоторых детей затруднений в обучении.
По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.
Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе.
Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- воспроизвести с помощью движений руки букву.
Одной из ошибок в овладении письмом — нарушение слуховой дифференциации звуков речи, при которой нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.
— узнавание гласных по артикуляции
— выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов
— назвать, подобрать, придумать слова с заданным звуком
— определить наличие заданного звука в слове
— определить место заданного звука в слове звуком из предложения
— выделить слова с данным звуком
— чтение слоговых таблиц
— «Наоборот».
При таком виде ошибок можно предложить следующие виды игровых приемов:
- Отгадывание загадок:
Лежит под крылечком, хвост колечком. (собака)
Сто одежек – все без застежек. (капуста)
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (самолет)
Хвост пушистый, мех ворсистый,
в лесу живет, в деревне кур крадет. (лиса)
- Выделение общего звука [с].
- Воспроизведение слоговых рядов:
Са-со-су-сы
Со-су-сы-са
Су-сы-са-со
Сы-са-со-су
- Выделение на слух звука С: сом, щетка, зайка, собака, шум, сирень.
- Замены [с-с,] в слогах и словах:
са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се
Также можно выделить следующую ошибку в овладении письмом — искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами (предложениями).
- Выделение гласного звука из
-слога (назвать только гласный звук слога, поднять соответствующую букву, записать только гласные буквы слогов, придумать слово с заданной гласной, определить место гласной в слоге, придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте);
— слова (назвать, записать гласные звуки слова, картинки под различными графическими схемами, на которых написаны только гласные буквы, придумать слова к схемам)
- Закрепление слогового анализа и синтеза
— повторить слово по слогам
— определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру.
— разложить карточки в ряды в зависимости от количества слогов,
— определить пропущенный слог в слове
— составить слово из слогов
— записать слоги, начинающиеся на гласную, согласную
— выстраивание цепочки слов
— составление графических схем слов, предложений
При таком виде ошибок можно предложить следующие виды игровых приемов:
- Выделение на слух звука [с]:
а) со, ся, тя, ча, зя, сю
б) лисята, внучата, пятерка, лесенка, осина
- Деление слов на слоги «Телеграф»
- Звуко-слоговой анализ, составление схем слов – гусь, гуси
- Подбор имени девочки на [с]
У учащихся встречаются ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений. Проявляется в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
— Детёныши животных
— Вставить пропущенные суффиксы, приставки (Дрова рубят топор… . Поезд …ъехал к станции.)
— К названию одного предмета дописать названия двух, пяти. (стул – два стула, пять стульев.)
— Где живёт?
— Кто больше подберёт прилагательных, глаголов к существительным?
— Выделить и записать общую часть слов (стол, столовая, столик)
— Составить предложение из слов, вставить нужное слово в предложение, деформированное предложение, текст.
— Уточнение пространственного расположения предметов
Можно использовать следующие игровые приемы:
- Игра «1-2-5-9» (киоск, лист, хвост, скамейка)
- Составление предложений по образцу: Это Люсино письмо. Это Васина беседка.
(образование притяжательных прилагательных на —ин—)
- Игра «Большой-маленький»
пес – песик
нос – носик
хвост – хвостик
- Выделение слов со звуком [с,] из рассказа, пересказ
Лисята и гусята
Гуси и гусята паслись на поляне. Наелись гуси и гусята и улеглись спать. А тут из леса лиса. Гуси спят и не видят лису. Лиса хватает одного гусенка и убегает с ним в лес. Несет лиса гусенка своим голодным гусятам. Лисята наелись.
Антонова Светлана Федоровна, учитель начальных классов МАОУ «Кадетская школа №49» 1 кв.к.
Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!
Добавить комментарий