Работа учителя – сложное бремя. Особенно тяжело в самом начале, когда на работу поступает молодой педагог. Класс набирается совершенно с разным уровнем подготовки и нужно каждому уделить время. Особенный вызов для молодого педагога является наличие способного ребенка с признаками одаренности, ведь главное не упустить его возможности и создать благодатную почву для последующих побед и свершений. В данной статье я постаралась изложить те приемы, которые помогли мне выявить таких детей и успешно с ними работать.

«Гении не падают с неба, они должны

иметь возможность образоваться и развиться».
А. Бебель

    Одарённый ребенок в классе – большая удача для учителя. А для молодого педагога, который только приступил к работе, еще и сложная задача, и первый профессиональный вызов.

Одарённость в детском возрасте больше отражает весь накопленный ресурс психологического развития на определенном возрастном этапе жизни ребёнка и поэтому имеет ряд особенностей: 1) часто понятие «одарённость» применяют к более подготовленным детям в определённый отрезок времени (например, при поступлении в первый класс способности некоторых детей будут выражены намного ярче, чем у других в силу приложенных родителями усилий), поэтому одарённость в данном случае очень тесно отождествляется с обученностью; 2) детская одарённость отличается своей нестабильностью, так как под влиянием внешних факторов (переезд, семейные обстоятельства) может подобно костру либо «разгораться», либо «угасать».

Основываясь на свой небольшой опыт, могу выделить перечень обязательных мероприятий, которые помогли мне найти «звёздочек» в моем классе:

1) Сопровождение психолога. Безусловно, тесты и различные диагностики помогут учителю увидеть примерные способности своих учеников и выявить наиболее сильных детей.

2) Взаимодействие и общение с родителями. Если учитель правильно и грамотно построит общение с родителями и сможет увидеть среди них активных и разносторонних личностей, которые будут заинтересованы в участии различного рода конкурсов, то задача выявить одарённого ребёнка значительно упростится.

3) Утренний сбор. Данное мероприятие помогает учителю раскрыть потенциал ребёнка и выявить в нём те или иные способности. Особенно это эффективно в первом классе, когда учитель и дети только знакомятся друг с другом и на утреннем сборе дается время каждому ребенку на выступление, то есть рассказ о себе, своей семье, своих увлечениях. Ребенок приносит свои грамоты, медали, кубки, фотографии, тем самым делится с товарищами своими победами. Таким образом, утренний сбор условно разделит класс на следующие группы – спортивная (юные хоккеисты, футболисты), художественная (те, кто посещает кружки рисования, лепки и т.д.), интеллектуальная (юные шахматисты) и группа «молчунов», то есть учеников, которые еще не определились с выбором увлечения или которые промолчали, потому что просто постеснялись. Такое своеобразное деление поможет учителю в составлении карты каждого ученика, где будут описаны его сильные стороны.

Подвести итог хотелось бы снова словами Августа Бебеля – «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком». И пусть в руки к учителю начальных классов попадает маленький человек, моя задача как педагога, помочь ему найти в себе тот огонёк таланта или способностей, который будет вести его путеводной звездой всю жизнь.

Попова Елена Александровнаучитель начальных классов, МБУ Школа №93 городского округа Тольятти

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Одаренный ребенок.. как его найти молодому педагогу?https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?fit=594%2C453https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номерначальная школа,работа с одарёнными детьми
Работа учителя – сложное бремя. Особенно тяжело в самом начале, когда на работу поступает молодой педагог. Класс набирается совершенно с разным уровнем подготовки и нужно каждому уделить время. Особенный вызов для молодого педагога является наличие способного ребенка с признаками одаренности, ведь главное не упустить его возможности и создать благодатную...