журнал стандарты образованияНужно ли возвращать в школьную программу роман «Как закалялась сталь» Н. Островского? 

Наталья Журавлева

Помню, как мой старший брат сдавал экзамены по русскому языку и литературе в 11 классе. И мы всей семьёй готовили шпаргалки по сочинению. Врезались в память темы сочинений. Они все были связаны с Лениным, партией, светлым будущим.
К счастью, мне повезло. Несмотря на то, что я училась в переходный период нашей страны и школьная программа по литературе ещё была идеологизированной, учитель литературы знакомил нас с так называемой «запрещённой литературой» – «Дети Арбата» Рыбакова, «Белые одежды» Дудинцева, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Тихий Дон» Шолохова. Презентация PowerPoint
Литература не должна быть идеологизированной. Лично для меня литература – это искусство воспитания души без идеологии, без навязывания схем анализа произведений. Так было у меня на уроках. Повторюсь – мне повезло.

Хочу, чтобы также повезло тысячам мальчишек и девчонок, особенно сегодня, когда интерес к чтению пропадает, особенно к школьной программе. Это проблема, которая волнует учителей, родителей. А что волнует государство? Государство, и это естественно, волнует не только нелюбовь к чтению школьной программы. Есть волнения понасущнее. И одно из насущных волнений – насаждение идеологии. Кто-то подумает – правильно, патриотизм, гражданственность нужно воспитывать. И я соглашусь с патриотизмом и гражданственностью. Вот только идеология и патриотизм, идеология и гражданин для меня – несовместимые слова. Но для кого-то, оказывается, совместимые даже с милосердием и толерантностью.
6f12bСовет федерации по науке, образованию и культуре поддержал инициативу директора музея «Преодоление» имени Николая Островского Ольги Девичевой о возвращении в школьную программу по литературе романа «Как закалялась сталь». Глава комитета Зинаида Драгункина заявила, что «роман по-прежнему для многих людей с ограниченными возможностями является настольной книгой» (Источник: ТАСС – прим. ред.). А Алексей Маресьев – не пример и не образец для всех нас? Пример. Только в произведении Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» нет нужной идеологии. И что ещё более странно слышать из уст Главы комитета: «…данное предложение прозвучало в канун 70-летия Победы». (Источник: ТАСС – прим. ред.) Победы какой? В Великой Отечественной войне? Тогда причём Н. Островский и роман «Как закалялась сталь»? Исторические реалии иные в романе. И как-то они не связываются с кануном 70-летия Победы.
Если мы желаем говорить о толерантности, милосердии, о принятии людей с ограниченными возможностями здоровья, то нужно давать человеку выбор, а не притягивать за уши произведения в школьную программу для своих нужд и ограничивать круг чтения одним произведением – «Как закалялась сталь», так как автор сам был человеком с ОВЗ.
В литературе есть масса достойных произведений о людях с ОВЗ, которые будут интересны школьникам, которые оставят след в их душе, заставят задуматься. Как это было со мной.
Уроки закончились. Но учитель литературы оставил наш класс на внеклассное чтение.227913 Мы сели. Она достала роман-газету и начала читать. Нам хотелось домой, слушали вполуха. Но она всё читала. Потом заплакала. Этот урок внеклассного чтения я помню до сих пор. Помню ту «Мадонну с пайковым хлебом» Марии Глушко, ту «Мадонну…», которую спустя 15 лет я читала и плакала…

P.S.: Я не против Н. Островского и романа «Как закалялась сталь», но… 

Мне повезлоСтандарты ОбразованияЗаметки редактораединый учебник,школьная программа по литературе
Нужно ли возвращать в школьную программу роман 'Как закалялась сталь' Н. Островского?  Наталья Журавлева Помню, как мой старший брат сдавал экзамены по русскому языку и литературе в 11 классе. И мы всей семьёй готовили шпаргалки по сочинению. Врезались в память темы сочинений. Они все были связаны с Лениным, партией, светлым будущим....