В МИА «Россия сегодня» состоялся мультимедийный круглый стол на тему: «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения».

В МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему: «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения». В мероприятии приняла участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева, которая рассказала о национальной системе учительского роста (НСУР). Кроме того, в работе круглого стола приняли участие:

— директор Школы № 109, президент Педагогической ассоциации «Педагог XXI века» Евгений Ямбург;
— ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков;
— ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Рубцов;
— член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Максим Комаров;
— учитель физики и информатики гимназии № 12 г. Липецка, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2015 Алла Волкова;
— главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец;
— представители Общероссийского профсоюза образования.

Модель Национальной системы учительского роста

Ольга Васильева — работа эта сложная, работа эта очень ювелирная

«Действительно, я думаю, это первое из большого числа мероприятий, которое посвящено разработке и введению Национальной системы учительского роста. Как вы знаете, эта задача поставлена перед нашим профессиональным сообществом Президентом РФ. Но это не столько поручение, а скорее всего — вызовы, наши профессиональные вызовы, наши жизненные вызовы, это ответ на те вопросы, которые поставила нам системам образования, и к решению этих очень сложных вопросов, а я сразу хочу оговориться, что работа эта сложная, работа эта очень ювелирная, потому что она затрагивает деятельность жизни миллионов наших учителей и их семей. И мы должны быть готовы, что эта работа очень сложная, взвешенная, никаких огульных решений в этой работе быть не должно.

Хорошо известно, что каждый родитель, когда приводит ребёнка в школу, он предварительно смотрит, советуется, к кому идти, и у нас есть очень расхожее такое выражение, которое на самом деле несёт в себе очень много, — учитель, которому доверяют. И когда мы говорим о доверии, то мы говорим прежде всего о профессиональном умении, о человеческих качествах, о его мастерстве, и мы доверяем не только нашему российскому образованию, мы доверяем своих детей. И здесь мы подходим к очень важному вопросу, который связан с нашим сознанием и нашей оценкой профессионального роста наших уважаемых учителей.

Безусловно, их профессиональный рост зависит от базового образования как среднего, высшего, как их научно-исследовательской работы, потому что у нас на сегодняшний день в школах работает великое множество учителей, имеющих кандидатские степени, докторские степени, это прекрасные исследователи и в области педагогики, но важно другое — важно, куда двигаться дальше, чтобы не было растерянности, разочарования в специальности, особенно для молодых учителей. Но мы всё-таки сегодня говорим, как сделать так, чтобы каждый из нас, педагог, стремился к повышению своей квалификации и стремился к этому постоянно. А вот управление образованием делает всё возможное, чтобы это стремление оправдать и помочь учителю в повышении его квалификации, которое и так есть, вы прекрасно это знаете, что каждый учитель никогда не сидит на месте.

Но возникает вопрос — у нас на сегодняшний день есть несколько инструментов, мы прекрасно знаем, что есть вертикаль административная, по которой наши учителя могут занимать позиции в школьном образовании. Их не так много. У нас есть аттестация педагогическая, которая тоже не всегда прозрачна, мы тоже об этом знаем. И, наверное, говорить о совершенствовании нашей профессиональной подготовки следует исходить из создания, апробирования и анализа, безусловно, профессионального стандарта, который, на мой взгляд, и является тем инструментом для профессионального роста.

И, конечно, говоря о системе роста, мы еще раз делаем акцент на том, что нам нужно повышение квалификации, и вот здесь мы говорим о горизонтальных уровнях. Сама система будет строиться из двух больших блоков — повышение профессионального уровня наших педагогов, непрерывное, и аттестация качества. В этой новой системе будет очень большая перспектива для молодых».

Евгений Ямбург — любая внедряемая система не должна привести к тому, что учителя потеряют какие-то свои преференции

«Надо сказать, что профессиональный стандарт, который наша группа разрабатывала, не был желанием, что-то такое придумать на пустом месте. Это был ответ на вызовы и угрозы современности, потому что очень изменился труд учителя. Сегодня в одном и том же классе сидят и одарённые дети, и дети с проблемами здоровья, и дети с синдромом дефицита внимания. Потребовались новые компетенции, которые были включены в стандарт. И первоначальный профессиональный стандарт мы писали исходя из тех новых профессиональных компетенций, которыми необходимо овладеть, при этом, безусловно, знание предмета остаётся в любом случае. Но прошло время. И было поручение Президента о создании НСУР. И нам нужно было переформатировать вот эти компетенции в эту систему. Сразу хочу сказать, и это было сказано в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева в августе прошлого года, что любая внедряемая система не должна привести к тому, что учителя потеряют какие-то свои преференции. (Категории и звания, как заверил Евгений Ямбург, сохранятся — примеч. ред.). Но вместе с тем существующая система не во всём отвечает новым требованиям, звания пусть остаются, но очень часто эти звания даются по итогам длительной работы. Нас же интересуют, конечно, молодые учителя, те, которые приходят сегодня в школу. И надо им тоже создать перспективы роста, поэтому мы конвертировали, то есть перевели профессиональные компетенции в некие должности, где определили обобщённые трудовые функции. Там есть просто учитель — человек, который окончил высшее учебное заведение, есть старший учитель — тот человек, который уже может форматировать программы, а сегодня очень много индивидуальных программ, контингент очень сложный, и есть ведущий учитель. Я хочу сказать, что эта система не отменяет то, что есть. Когда мы говорим — вертикальный рост, мы часто имеем в виду — учитель стал завучем, потом — директором, но это другая работа. И можно быть средним учителем, но никаким администратором. Здесь речь идёт только об учительской квалификации. И в этом смысле это должности, которые дают право руководителям школ уже сегодня тех учителей, которые прорвалилсь, назначать на эти должности. И это создаёт перспективы роста. Многие молодые хотят этого. Но здесь нужно иметь в виду самую тонкую вещь — оценка квалификации. И вот тут возникает вопрос грибоедовский — «а судьи кто»? И вот я глубоко убеждён, что до тех пор, пока это будет односторонняя оценка, она происходит в регионах, сегодня это — полномочия регионов, в некоторых регионах учителя несут 50 кг портфолио, которое никто не читает, в других регионах — отвечают на 500 вопросов. Понимаете, всё живое растёт снизу. До тех пор, пока чиновник будет, при всём уважении, единственным оценщиком, здесь будут административные подходы, довольно жёсткие, и это будет вызывать раздражение. В этом смысле мы организовали педагогическую ассоциацию «Педагог XXI века». В эту ассоциацию мы пригласили довольно мощные предметные ассоциации. В чем задача, идея? Само обсуждение должно апробироваться на территориях, это не может быть формальное обсуждение. Это во-первых. Во-вторых, сами учителя, которые владеют передовыми практиками, имеют высокий статус и рейтинг среди своих коллег, им придумывать, какие должны быть кейсы, что спрашивать с учителя, для того чтобы эту квалификацию оценивать. Наша ассоциация открыта».

Инициатива должна быть, как сообщил Евгений Ямбург, во-первых, нормативно закреплена, чтоб учитель не терял преференцию, во-вторых, это должно быть и материально как-то подкреплено.

Евгений Ямбург высказал пожелание, чтобы не было немедленного внедрения НСУР, что нужно время хотя бы до 2019 года.

Полная видеоверсия круглого стола. Смотреть

Мария Котеняткина

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Модель национальной системы учительского роста обсудили в МИА "Россия сегодня"https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/09/nsur.png?fit=734%2C416https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2017/09/nsur.png?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияТочка зрениямодель национальной системы учительского роста,национальная система учительского роста,уровневый профессиональный стандарт педагога
В МИА 'Россия сегодня' состоялся мультимедийный круглый стол на тему: 'Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения'. В МИА 'Россия сегодня' состоялся круглый стол на тему: 'Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения'. В мероприятии приняла участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева,...