В статье рассматриваются  основные трудности, возникающие в ходе исследовательской работы в начальной школе. Отмечаются наиболее сложные этапы исследовательской  деятельности. Даются рекомендации по оформлению работы.

Долгие годы целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук, поэтому память учеников была перегружена многочисленными фактами, понятиями. При выполнении заданий репродуктивного характера, школьники блестяще с ними справлялись, а выполняя задания на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых было представлено в необычной, нестандартной форме, ученики испытывали затруднения.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) было призвано определить новые требования к всеобщему образованию. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала учащихся. Актуальной задачей становится обеспечение развития исследовательских умений. Ведущую роль здесь должны играть творческие методы обучения, среди которых особое место занимает исследовательская  и проектная деятельность.

Введение такой деятельности невозможно без должной подготовки, умений и знаний педагога, а значит, она требует постоянного самообразования учителя.

Ему необходимо предстать перед учениками одновременно

  • энтузиастом, вдохновляющим и направляющим на достижение цели;
  • специалистом в нескольких областях;
  • консультантом, организующим доступ к различным источникам информации;
  • руководителем, совершенствующим организационные умения учащихся;
  • организатором обсуждения, позволяющего обнаружить имеющиеся ошибки;
  • координатором работы;
  • экспертом, анализирующим результаты и ход работы. [1,с.82]

Разумеется, такая деятельность позволяет формировать множество умений, индивидуализирует процесс обучения, становится мощным инструментом в руках умелого учителя. Поэтому в современной образовательной практике всё больше и больше внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности. Это объясняется общей ориентированностью образования на результат.

С каждым годом увеличивается количество исследовательских конкурсов разного уровня и количество школьников, вовлеченных в деятельность научного общества учащихся (НОУ). В погоне за количеством, мы в очередной раз теряем качество. Исследовательские работы пишут многие, но в редких из них имеет место научное исследование как таковое. Возникает вопрос: как учителю осуществить руководство работой учащихся, чтобы эта работа была по-настоящему исследовательской, научной?

Принято считать, что самый главный вопрос – выбор темы. Безусловно, выбор темы исследования – важный момент. Но настоящее исследование начинается не с формулировки темы, а с поиска проблемы.

Греческое слово problema  переводится как «задача, преграда, трудность». И наша задача – найти эту преграду, обозначить спорный момент.

С ребенком нужно найти проблему, которая на сегодняшний день существует и требует своего разрешения. Именно ради решения конкретной социально-значимой проблемы и ведётся исследование.

От способности увидеть эту проблему и найти её эффективное решение зависит успешность всей работы. Проблема может быть узкой (значимой в рамках предмета, школы и т.д.), широкой (значимой в рамках определенной социальной группы), глобальной (значимой в рамках всего общества).

Только после того, как обозначена проблема, выявлена острота противоречий, из которых она вытекает, только тогда можно формулировать тему.

И здесь нужно учесть следующие моменты:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования.
  3. Руководитель должен сам разбираться в этой сфере.
  4. Тема должна быть оригинальной. В ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  6. Тема должна соответствовать возрастным особенностям детей. [2, с. 52-53]

Нужно помнить, что смысл любого открытия заключается в новизне конкретного решения исследуемой проблемы. Работа может иметь очень интересную, актуальную на сегодняшний день тему, она может быть представлена очень ярко, наглядно, но если она не несет в себе главного – пусть маленького, но нового приращения знания, это уже не исследование.

Как найти это новое, как сделать открытие? Существует единственный способ – размышлять. Изучать в научном смысле – значит размышлять, используя при этом все существующие виды воображения.

Успех любой работы зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Наиболее часто встречающаяся ошибка – неправильная постановка цели. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который нужно получить ответ. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

проектная деятельность учащихся в начальной школеСледует различать, что цель и задача – не одно и тоже. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать для того, чтобы достичь цели.

Очень часто возникают ошибки при выборе объекта исследования. Это происходит потому, что Проектная деятельность в начальной школеисследователю трудно развести такие понятия как «предмет исследования» и «объект исследования». Необходимо помнить, что понятие «объект исследования» шире понятия «предмет исследования», т.е. предмет исследования является частью объекта.

Определенные трудности возникают и при защите исследовательских проектных  работ. Пожалуй, главной трудностью детей младшего возраста является отсутствие опыта публичного выступления. Чтобы такой опыт приобрести, можно предложить ребенку сначала  ознакомить одноклассников с результатами своего исследования, ответить на их вопросы. После этого выйти на школьную конференцию.   И только потом пробовать себя  на конкурсах более высокого уровня.

Большинство ошибок в ходе исследовательской  деятельности возникает из-за нарушения последовательности или исключения тех или иных элементов работы. В связи с этим напомним этапы работы над исследованием:

  1. Постановка и анализ проблемы. Выбор темы.
  2. Поиск вариантов решения и сбор материала.
  3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.
  4. Оформление исследовательской работы.
  5. Защита исследовательской работы.

Рассмотрев основные этапы выполнения исследования, хотелось бы заострить внимание еще на таком важном моменте, как оформление работы.

В любой работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основную часть и заключение. [3,с.29-30]

Рассмотрим самый ответственный раздел работы — введение в исследовательскую работу. В этой главе необходимо сжато представить основные идеи своего исследования. Раскрыть актуальность темы, цель и задачи, объект и предмет исследования и гипотезу, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе. Обоснование актуальности исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования. Формулируется цель исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования. Также важно указать конкретные задачи исследовательской работы, которые предстоит решить. Во введении можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.

Таким образом, во введении отражается:

  • актуальность темы исследования;
  • проблема, на решение которой направлено исследование;
  • объект и предмет исследования;
  • цель и задачи исследовательской работы;
  • гипотеза (предположение);
  • основные этапы работы, организация; методы исследования;
  • научная новизна исследования;
  • теоретическая и практическая значимость работы;
  • характеристика основных источников получения информации.

Объем раздела введение занимает обычно 1-1,5 страницы.

Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

Заключение исследовательской работы содержит результаты, полученные в ходе исследования, и сформулированные выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целями. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ …., выявлено …, определено …, установлено…». Выводы, согласно цели исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано…(обосновано…., разработано….)».

Таким образом, исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний от самого педагога. Только учитель, владеющий методиками исследования, может научить детей самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию, чувствовать себя активным субъектом этой деятельности.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться — важная задача современной начальной школы. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.

Литература:

  1. Александрова Г.В. //Начальная школа плюс до и после. 2014.№ 2. С. 79-83.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Фёдоров ИД, 2011. С. 232.
  3. Метод проектов в начальной школе: система реализации – авт. – сост. Н.В. Закоркина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. С. 29-42.

Колесникова В.В., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Черногорска, I к.к.

Саргова О.Н., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Черногорска, I к.к.

Топинская Т.В., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Черногорска, высшая к.к.

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!

Основные трудности реализации технологии исследовательской деятельности учащихся в начальной школеhttps://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?fit=594%2C453https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/05/Pedmasterstvo.gif?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияСтатья в номерисследовательская работа в начальной школе,начальная школа
В статье рассматриваются  основные трудности, возникающие в ходе исследовательской работы в начальной школе. Отмечаются наиболее сложные этапы исследовательской  деятельности. Даются рекомендации по оформлению работы. Долгие годы целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук, поэтому память учеников была перегружена многочисленными фактами, понятиями. При выполнении заданий репродуктивного характера, школьники...