независимая оценка качества знанийРуководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов призвал вузы перейти от разговоров к реальным шагам по внедрению оценки качества образования в вузе.

В ходе заседания, посвящённого перспективам внедрения независимой оценки качества образования в вузе и организованного Ассоциацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов призвал вузы перейти от разговоров к делу.

 «В высшем образовании у нас нет, как в ЕГЭ, некой объективной оценки образовательных достижений студентов. Пора от разговоров, которые давно на эту тему ведутся, перейти к реальным шагам. Ситуация давно перезрела», — заявил Сергей Кравцов.

В 2015 году ведомство начало эксперимент по независимой оценки качества образования в вузе:  экзамены принимают преподаватели, которые не занимались их обучением. «Такая оценка повышает ответственность и мотивацию студентов, устраняет коррупционную составляющую, на ее основе принимаются решения о повышении квалификации педагогов», — считает глава ведомства.

Первый эксперимент был проведён в январе текущего года в шести вузах. В июне 2015 года состоялся второй этап, в котором приняли участие около 29 вузов. В 2016 году Рособрнадзор планирует охватить более 50 вузов.

Причем, читает Сергей Кравцов, внедрение независимой оценки качества образования в вузе в каждом конкретном учреждении зависит от позиции ректора. И даже если вуз по итогам мониторинга Минобрнауки России признан эффективным, это не означает, что все без исключения образовательные программы им реализуются качественно.

«Мы должны мотивировать вузы на подготовку квалифицированных и востребованных специалистов. И это не сделать только проверками. Нам нужна модель объективной оценки знаний студентов, которая будет влиять на процесс обучения, позволит установить обратную связь, выявить слабые места, будет мотивировать студентов учиться», — заявил Сергей Кравцов.

Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев отметил, что инструменты независимой оценки качества образования в вузе ещё только зарождаются. По мнению Александра Соболева, на первом этапе можно начать внедрять независимую оценку результатов обучения по программам бакалавриата. Знания студентов необходимо проверять по нескольким базовым предметам после 1,5-2 лет обучения.

«В большей части образовательных программ бакалавриата можно выделить базовый уровень. Нужно сформировать общие требования к выпускникам по укрупненным группам специальностей. Их можно проверять независимым образом», — сказал Александр Соболев.

Чтобы такую оценку проводить, Рособрнадзор должен использовать фонд оценочных средств, который необходимо специально разработать. Другой вариант – построение системы независимой оценки в рамках портала «Открытое образование», через который можно организовать трансляцию онлайн-курсов по базовым предметам, в первую очередь в регионы, а затем и оценку полученных студентами знаний.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что  оценка качества образования в вузе  на первом этапе должна проходить по программам бакалавриата по четырём группам специальностей:

  • экономика;
  • юриспруденция;
  • медицина;
  • педагогика.

«Нужно, по крайней мере, применительно к этим секторам, говорить о введении нормативных требований, оценивать базовые ключевые навыки. Потом можно распространить эту практику и на другие предметы», — сказал Ярослав Кузьминов.

Руководитель Рособрнадзора предложил первоначальную оценку уровня знаний студентов осуществить в рамках мониторинга, аналогичного национальным исследованиям качества образования (НИКО), которые проводятся в школах, а также наметить план её дальнейшего внедрения. «У нас должна быть дорожная карта примерно на 10 лет, как мы будем двигаться в оценке различных компетенций», — заключил Сергей Кравцов.

Мария Котеняткина
Источник и фото: пресс-служба Рособрнадзора

Получай новости журнала «Стандарты Образования» по почте

Ваш e-mail:

Понравилась статья?! Поделись с друзьями в социальных сетях!