Перспективы специального образования
Просмотров: 5020Инновации, инклюзия, интеграция, образовательные технологии, новые стандарты – эти слова стали привычными в нашей жизни. Да и как по-другому. Меняется время, меняются социальные запросы, ориентиры, ценности. Все эти процессы, безусловно, требуют от школы, в том числе и коррекционной, переход на качественно новую систему образования.
Алевтина Шнырёва, учитель биологии МБОУ СКОШ , Челябинская область
И задача образования для детей с ограниченными возможностями – это получение качественного и доступного образования с учетом психофизических возможностей, образования, отвечающего новым ценностям и новому понимаю прав ребенка с ограниченными потребностями, способствующего успешной социализации учащихся.
Говоря о переходе к системе специального образования нового типа, о задачах и перспективах, у нас принято ссылаться на американскую или европейскую системы образования для детей с ограниченными возможностями. Но если в Европе и Америке переоценка отношений к людям с ОВЗ проходила в ходе длительного развития демократических норм и экономического подъема, то в России – через резкую кардинальную смену устройства общества и государства, экономический кризис, распад всех институтов государства, отсутствие Закона о специальном образовании и необходимость разработки данного Закона, не считая 2014 год, когда Министерство образования и науки РФ подготовило проекты приказов «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью», зарегистрированных Минюстом в феврале 2015 года.
Поэтому нужна программа планомерного перехода к системе специального образования нового типа (о чем я скажу позже) с учетом уже сложившихся достижений в коррекционной педагогике. Иначе получится «до основания, а затем…». Кратко можно сказать так: «Инновация + Традиция = Успех».
Каковы же перспективы специального образования? На мой взгляд, планомерное реформирование коррекционного образования включает:
- Создание системы специального коррекционного образования нового типа;
- Обновление образовательных стандартов, учебников, учебно-методических комплексов, создание специализированных компьютерных обучающих программ и методик их применения;
- Развитие системы поддержки мотивированных детей;
- Развитие учительского потенциала;
- Дистанционное обучение;
- Здоровье обучающихся и воспитанников.
Буквально кратко, коллеги, по некоторым направлениям.
- Система специального коррекционного образования нового типа
- Интегративная модель обучения (полная, временная, комбинированная, частичная – совместные культурные мероприятия, спортивные мероприятия, походы);
Но, прежде чем говорить об интеграции, нужно разработать систему показаний для интеграции ребенка с ОВЗ в массовые школы, разработать содержание и формы специализированной поддержки для таких детей. Либо подготовленные специалисты будут работать в такой школе, либо помощь могут оказывать специалисты коррекционных школ, что, в свою очередь, приведет к комплексному развитию сети образовательных учреждений для обеспечения доступности образования. В нашей школе есть примеры, когда ученики уходили в массовую школу, но затем вновь возвращались. Почему? В обычной школе они теряются, становятся «ежиками в тумане», потому что нет специализированной поддержки.
- Комбинированный тип (дошкольный, школьный – группы, классы для нормально развивающихся детей и для детей с нарушениями в развитии);
- Совершенствование традиционных специальных учебных заведений.
- Образовательные стандарты, учебники, учебно-методических комплексы, создание специализированные компьютерные обучающие программы и методики их применения
Новый тип специального коррекционного образования, на мой взгляд, неразрывно связан и с пересмотром образовательных стандартов, учебников, созданием специализированных компьютерных обучающих программ. Считаю, что должна совершенствоваться вариативность и в обучении (в том числе развитие дистанционного обучения), и при сдаче обязательной государственной итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ, ГВЭ), и в формировании УУД. (У них и так нарушены логика, мышление, нет системности, слабо развита образность и т.д.).
- Развитие системы поддержки мотивированных детей
Условно я бы назвала «ДВА» — Детско-взрослая академия, которая занимается проектами, учится делать презентации, участвует в конкурсах и т.д. Сюда же можно привлекать и слабых детей для повышения, например, мотивации, развития интереса.
- Развитие учительского потенциала
Новый подход к целям, содержанию, методам, средствам специального образования в соответствии с новым социальным заказом, развитие системы стажировочных площадок и инновационных сетей, обеспечивающих трансляцию лучших практик.
Роль учителя:
- обеспечение поисковой и познавательной деятельности учащихся;
- передать способы работы;
- создать вокруг ученика учебную ситуацию, при которой он вынужден искать способы решения, в том числе учить работать с информацией, в интернете.
Какие бы реформы в образовании мы не проводили, о каких бы инновациях ни говорили, какие бы громкие лозунги ни провозглашали, главными ориентирами, ценностями остаются слова: личность ученика, роль учителя, семьи, знание, опыт.
Добавить комментарий