адаптированные рабочие программыПорой учителю проще сказать, что ребёнок не может или не способен учиться по ряду причин, чем принять их особенность и помочь раскрыться. Штампы учителей, и дети с особыми образовательными потребностями.

Каких только диагностик нет, чтобы «классифицировать» детей по способностям и возможностям, а потом поставить «штамп» на ребёнка. Но много ли таких, которые помогают раскрыть потенциал, пусть маленький, но потенциал?! Из-за своей страсти к всеобщему контролю, нежелании или неумении учитель зачастую спешить поставить диагноз-штамп.

С одной стороны – всем «хорошо». Учитель не виноват, что ребёнок не успевает. Ведь его тоже можно понять – бесчисленные мониторинги про качество образования, ЕГЭ вынуждают учителя заниматься естественным отбором в классе. И ученику – не нужно учиться, не нужно стремиться, урок превращается в повинность. С другой стороны – не очень. Несчастные родители, которые выслушивают от учителя и администрации бесконечные заунывные лекции ни о чём и о том, как нужно воспитывать ребёнка, что лучше перейти в другую школу и т.д. и т.п.  Несчастные учителя, которые вынуждены на бумаге излагать план работы с отстающими и писать отчёты о проделанной работе.

Диапазон вариантов «проклассифицировать» ребёнка широк: соцпедзапущенный, трудности в обучении, девиантное поведение, задержка психического развития и др.

Безусловно, большинство учителей имеют солидный опыт работы и могут определить уровень способностей ребёнка, но тем не менее все эти штампы учителя основываются на бытовом уровне, если можно так сказать, но не научном. Что-то прочитали в интернете, кто-то рассказал из коллег, где-то услышали на курсах или педсовете.

Но проще сказать родителям и себе, что ребёнок имеет синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ. Можно подумать, что остальные дети в школе или классе инфантильные, внимательные, сконцентрированные. А ведь пресловутый СДВГ имеет ряд «симптомов», и нельзя по какому-либо одному или нескольким критериям ставить на ребёнке штамп.

И, несмотря на то, что долгое время в нашем образовании на детей с особыми образовательными потребностями не обращали внимание и только в 2014 году Минобрнауки РФ утвердило ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями, индивидуально-дифференцированный подход ещё никто не отменил.

Вместо того чтобы тратить время на поиск всевозможных диагнозов-штампов для ребёнка, необходимо думать о способах включить детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс, мы должны показать всем детям без исключения, что быть разными – это нормально.

Волкова Мария Андреевна, учитель французского языка ГБОУ СОШ г. Няндома

Получай новости журнала «Стандарты Образования по почте»

Ваш e-mail:

Штампы учителейhttps://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/02/pensiya-invalidam-s-detstva.jpg?fit=630%2C440https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/02/pensiya-invalidam-s-detstva.jpg?resize=300%2C210Стандарты ОбразованияСтатья в номердети с особыми образовательными потребностями,инклюзивное образование,коррекционное образование
Порой учителю проще сказать, что ребёнок не может или не способен учиться по ряду причин, чем принять их особенность и помочь раскрыться. Штампы учителей, и дети с особыми образовательными потребностями. Каких только диагностик нет, чтобы «классифицировать» детей по способностям и возможностям, а потом поставить «штамп» на ребёнка. Но много ли...