почему дети перестали читатьУроки литературы в эпоху стандартизированного образования. Какие они? Почему дети перестают читать, не любят читать произведения школьной программы. 

Уроки литературы превратились в обучение конкретным понятиям и навыкам. Неважно, прочитал ребёнок книгу или нет, главное – научить определённому набору навыков, действий. Умения, навыки, действия – это хорошо, но вот только ценность урока литературы пропадает. И как следствие –дети перестают читать.

ЕГЭ по литературе. Посмотрим на задания. Что они проверяют? Теоретико-литературные знания выпускника, знание содержания. Зачем? «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились отличить». Так писал Пушкин про Онегина. Уверена, ямб не виноват в том, что Онегин не мог найти себя в жизни.

Уроки литературы – это больше, чем стилистические приёмы, тропы, жанры, знание периодов творчества, написание сочинения в 150-200 слов.  

Как насчёт преподавания литературы, чтобы учащиеся могли учиться исследовать общественные ценности, расширять мировоззрение, понять культуру своего народа и культуру других национальностей, ценить красоту и силу языка, развивать эмоционально-духовный интеллект?

Литература – зеркало, в котором общество отражает свои ценности, поведение, историю и культуру. Если мы хотим, чтобы дети читали Толстого, Достоевского, Тургенева, Шекспира, Уайльда, Гюго и др., на уроках нужно думать не только о формировании теоретической базы литературоведческих понятий и развитии определённых навыков, умений.

Проблема уроков литературы в том, что во время изучения произведения, учитель действует по классической схеме, которая, прежде всего, связана с теоретико-литературоведческим аппаратом: биография, эпоха, этапы творчества писателя или поэта, художественные особенности, круг программных вопросов и др. Конечно, эти факты помогают определить авторскую позицию, понять события и поступки героев. Но за таким форматом изучения литературы теряется главное – показать, что произведение, обсуждаемые вопросы, близки  собственному миру ребёнка.  

Большинство учителей не готовы или не хотят приложить усилия, чтобы показать ученикам, как обсуждаемые вопросы на уроках литературы связанны с вопросами личной жизни, личного опыта. В таком случае, надеяться на чудо, что вне школы и школьной программы ребёнок возьмёт книгу и начнёт читать, не стоит, потому что литература и жизненный опыт ученика не пересекаются.

Безусловно, учитель ограничен временем и программой. Нельзя, например, на уроках литературы полностью познакомиться с романом-эпопеей Льва Толстого «Война и мир». Но и отведённое время учитель тратит на формирование установки определённых взглядов у учащихся. Чужих взглядов, пусть и авторитетных.

Учитель не должен бояться, что дети вначале прочитают часть романа. Продвинутые ученики прочитают полностью в любом случае. Если только – это цель. Важнее заинтересовать, дать ход размышлениям, чтобы учащиеся прочитали всё произведение. Как можно говорить о самобытности, художественном своеобразии и красоте языка, изучая произведение фрагментарно, кусками, при этом формируя конкретные навыки и умения, точку зрения учащегося под определённым углом зрения?

Представьте, вы смотрите фильм, который выключают каждые 5-10 минут, комментируют просмотренное. Потом включают, но уже показывают другой эпизод. Получите ли вы удовольствие? Поймёте ли вы смысл? Сможете ли вы поделиться своей позицией, мыслями? И возникнет ли у вас желание ещё раз посмотреть фильм в таком формате?

На уроках литературы необходимо дать детям возможность говорить о том, что они находят интересным в книге и почему, а не только об авторской позиции, проблематике и других литературоведческих понятиях.

Наталья Журавлева

Получай новости журнала «Стандарты Образования по почте»

Ваш e-mail:

Уроки литературыwww.edustandart.ru/wp-content/uploads/2014/11/01.jpg?fit=940%2C807www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2014/11/01.jpg?resize=300%2C265Стандарты ОбразованияЗаметки редакторастандартизация образования,стандартизация уроков литературы,уроки литературы
Уроки литературы в эпоху стандартизированного образования. Какие они? Почему дети перестают читать, не любят читать произведения школьной программы.  Уроки литературы превратились в обучение конкретным понятиям и навыкам. Неважно, прочитал ребёнок книгу или нет, главное – научить определённому набору навыков, действий. Умения, навыки, действия – это хорошо, но вот только ценность урока литературы пропадает....